Наследники Станиславского

28 ноя
23:42 2023

   Эпохальное событие случилось в Пушкино с 20-25 ноября 2023 года  – город вместе со страной отпраздновал день рождения,160-летие, Станиславского. Юбилеи совпали: 125 лет МХАТу усилил праздник и подчеркнул значение Пушкино.

   Город, который всему миру дал бренд «Русский театр», отметил юбилей символически – рождением первого муниципального Пушкинского Театра – Музыкально-драматического –, что тоже очень по-станиславски. Молодой Пушкинский театр, которому нет еще и года, рожден в год 160-летия основателя русского театра! И художественный руководитель нового театра – Борис Урецкий, тоже человек не случайный в театре – внучатый племянник Гончарова, создателя легендарной «Маяковки», провел фестиваль на высочайшем уровне и дал ему соответствующее название «Наследники Станиславского».

   Выбор спектаклей, и жюри фестиваля, и проведение лабораторий – всё подчеркнуло важность момента. Хотя главное событие – 10-летие фестиваля – ожидается в будущем году.

   Межрегиональный молодежный фестиваль «Пушкино Театральное. Наследники Станиславского». – по существу, девятый фестиваль, но три года ковидных пауз вывело его на новый виток и, словно впервые, прозвучала расширенная программа на театральной афише России.

   Фестиваль уже собирал в прошлые годы десятки коллективов из Подмосковья, Москвы и других российских регионов, а также тысячи зрителей. И вот в 2023 году его удалось возродить благодаря победе Пушкинского музыкально-драматического театра под руководством Бориса Урецкого в грантовом конкурсе Общероссийского общественно-государственного Движения детей и молодежи «Движение первых», и поддержке со стороны администрации городского округа Пушкинский.

   На сценах ДК Пушкино и Пушкинского музыкально-драматического театра в Правдинском выступили детские и молодежные театральные коллективы Центрального федерального округа. В рамках фестиваля в основной конкурсной программе зрители увидели 14 лучших спектаклей из Москвы, Московской области, регионов ЦФО, оценку которым дало компетентное жюри, в которое вошли ведущие специалисты в области театра:


- Художественный руководитель Московского драматического театра «Постскриптум», режиссер-постановщик, доцент, член Союза театральных деятелей РФ Сергей Алексеевич Афанасьев – председатель жюри.

- Профессор Высшей школы деятелей сценических искусств «Школа Г.Г. Дадамяна», первый генеральный директор Российского фонда Культуры, заместитель генерального директора МХАТ им Чехова (1994-1999 г.), член Союза театральных деятелей РФ Борис Леонидович Чертов.

 -  Художественный руководитель Московского драматического театра «Турандот», режиссер-постановщик,  член экспертного совета Департамента культуры г. Москвы, член Гильдии театральных режиссёров России, член Союза театральных деятелей России, заслуженный артист России Артем Бибилюров.

-  Солистка МБУ «Дом культуры «Пушкино», педагог, лауреат Международных и Всероссийских фестивалей, заслуженная артистка Московской области Екатерина Житарь.

 - Актриса театра и кино, артистка Московского драматического театра «Сфера», выпускница Школы-студии МХАТ (курс народного артиста СССР Олега Табакова) Елена Елова.

- Художественный руководитель Пушкинского музыкально-драматического театра, либреттист, режиссер-постановщик мюзиклов и оперетт, член Союза театральных деятелей России Борис Урецкий.

    В рамках программы фестиваля прошли «Лаборатории творческого акселератора», в которых юные актеры смогли улучшить свои творческие навыки, а руководители школьных и молодежных театров получить необходимые знания для руководства своими коллективами.

   Школьники и студенты, пробующие себя на ниве театральной драматургии, смогли познакомиться с основами профессии на занятиях лаборатории, которую мне поручили возглавить.

   За неделю фестиваля было вычитано и отрецензировано 24 пьесы, из их отобрано семь. Четыре пьесы взяты из семинара Литературного института им. Горького (семинары Владимира Малягина и Полины Бабушкиной): Анжелика Харитонова «Ахи-страхи», Мария Розова «Накануне», Рената Насибуллина «Я тебя никогда не прощу» и Софья Лобанова-Лазарева «Право на Право»; две пьесы – с нашего семинара «ЛитМастер» им. А.И. Приставкина, который мы проводим в Центральной библиотеке г. Пушкино: Александра Фомина и Марк Вайгер «Одноклассник» и Светлана Абрамова «Вишневая метель». Театр «Чудо» предоставил пьесу «Тихий Сапа», над которой работал весь коллектив. Лабораторию завершила наша пьеса – «По другую сторону крыла».


Лабораторная команда  по драматургии


Давайте поговорим и кратко обсудим достоинства и «зону роста» каждой пьесы.

Что является главным критерием отбора?

Первое, - это ответ на вопрос, который задают себе все драматурги: «зачем я взялся за написание этой пьесы»?

   Какую мысль несет моё произведение? Очень важно помнить «Поэт в России – больше, чем поэт» (Евгений Евтушенко) и еще слова нашего земляка, поэта Фёдора Тютчева: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить». О чём это? – О духовной ответственности за «Слово».

   Искусство – это инструмент работы с душой: своей, - в первую очередь. И зрителя (читателя, слушателя). И даже если мы работаем в развлекательном жанре, важно помнить, что и смех, и юмор могут быть созидательными и душевно полезными. Вспомним комедии Чехова и Гоголя. Развлекательно – не значит бесцельно или пустословно.

Поэтому задаёмся вопросом: что меняет моя пьеса в человеке?

Исходя из этого критерия мы и отобрали эти пьесы:

    Харитонова Анжела создала прекрасную маленькую пьесу «Ахи-страхи», которую мы обозначили как «лучшая короткая пьеса фестиваля». Тренниговая, добрая, светлая пьеса Анжелики показывает выход из любой тяжелой ситуации: нужно просто добавить света! И осознать свой страх. И все! Тогда твой страх уйдёт…

   Абрамова Светлана. Её пьеса – точное попадание в тему фестиваля: о сохранении усадьбы Станиславского его наследниками, то есть – нами. В пьесе одновременно с реконструкцией усадьбы великого режиссера происходит реконструкция отношений двух главных героев. И это – интересно. Автор разработал новый жанр в драматургии – краеведческую пьесу.

Кстати, исторический аспект прозвучал еще и в других пьесах наших участников.

   Мария Розова представила пьесу «Накануне» – о судьбоносном решении М.И. Кутузова перед сдачей Москвы. На лаборатории совместно с автором было выработано решение создать цикл небольших пьес «Исторические картины». И первую картину – пьесу «Накануне» – она очень удачно представила на фестивале. Была отмечена работа автора с языком и владение историческим материалом.

   Александра Фомина и Марк Вайгер написали пьесу «Одноклассник» о сегодняшних событиях СВО: о человеческом аспекте и взаимоотношениях двух друзей, которые когда-то играли в «танчики», сидя у себя дома перед компьютером: один под Москвой, другой- под Киевом. А сейчас они сидят в настоящих танках «по разные стороны баррикад».

   Тему личной ответственности каждого внутри маленького сообщества родных и близких людей, которое называется семья, – тему прощения, понимания, покаяния – подняли два драматурга: Рената Насибуллина в пьесе «Я тебя никогда не прощу!» и Софья Лобанова-Лазарева в пьесе «Право на право». Обе пьесы – это попытки решить семейные конфликты и понять ребёнка, что им движет и как ему помочь, какое место в семье он занимает и что мы ему от себя оставим – какой внутренний инструмент общения с миром. И как ответ: Любовь. Только любовь.

   Седьмая пьеса «По другую сторону крыла» Галины и Павла Барышниковых. Она о мальчике, которому приходится бороться со своим двойником, Злодеем компьютерной сказки. Кто победит? Конечно же дружба и верность, - потому что все начинается с себя. Ведь огромный мир начинается с малого, но вечного пространства – души человека. Мир – магический кристалл: что в тебе, то и вокруг тебя. Мир – это ты, вывернутый наизнанку.


   Семинаристы смогли за время фестиваля отшлифовать мастерство в написания пьес и провести совместную читку с актерами Пушкинского музыкально-драматического театра под руководством Бориса Урецкого: Валентины Виленской и Юрия Лазаря. Результатом работы лаборатории станет сборник пьес «Наследники Станиславского», который продолжит, мы надеемся, свою жизнь в новых постановках и сможет вернуться на следующий фестиваль уже готовыми спектаклями.

Галина Барышникова

 руководитель лаборатории по драматургии, член СП Москвы, драматург, академик РАЕН

ОТЗЫВЫ СЕМИНАРИСТОВ О ФЕСТИВАЛЕ:

Рената Насибуллина

драматург, студентка Литинститута


ОТКРЫТИЕ

    С 20 по 25 ноября в городе Пушкино проходит межрегиональный театральный фестиваль «Пушкино театральное. Наследники Станиславского». Ключевое слово – «наследники». Юные театральные коллективы: детские театральные театры, театры-студии – из разных городов России открывают для себя сцену, с которой начался путь юный Константин Алексеев.

   Школьники и студенты играют на профессиональном уровне, о чем после каждого спектакля высказывается жюри фестиваля, в состав которого входят не последние люди театральной сферы и которые оценивают спектакли на профессиональном уровне. К примеру, художественный руководитель Московского драматического театра «Постскриптум» Сергей Афанасьев разбирает каждый спектакль с точки зрения режиссуры и предлагает свои варианты по доработке каждой постановки, а заслуженный артист России Артем Бибилюров проговаривает все актерские недочеты, которые впоследствии предлагает решить тем или иным способом.

   Нельзя не отметить мастер-классы не только для юных коллективов, но и, что важно, для их режиссеров и наставников от ведущих деятелей театрального искусства: лабораторию фандрайзинга и грантрайтинга, которую ведут руководители – профессор высшей школы сценических искусств им. Г.Г. Дадамяна, первый генеральный директор Российского фонда Культуры, заместитель генерального директора МХАТ им Чехова (1994-1999 г.) Б.Л. Чертов и Художественный руководитель Пушкинского музыкально-драматического театра Б.М. Урецкий.

   Фестиваль обучает и готовит последователей детских театров и театральных коллективов на уровне экспертов в области искусства, что однозначно повышает общий культурный уровень не только населения города Пушкино, но и Москвы и всех регионов, приехавших на мероприятие. Напоминаю: фестиваль – межрегиональный. А по уровню проведения – Всероссийский! С нетерпением ждем следующий!

Александра Фомина,

куратор лаборатории

молодых драматургов, драматург


Рецензия на спектакль Дмитрия Хорева «Пижама»

    22 ноября проект-студия «Маяк» из города Ярославль показала на сцене пушкинского Дома Культуры спектакль «Пижама» по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».

Действие романа Джона Бойна разворачивается в период Второй мировой войны. Главный герой -мальчик Бруно, сын фашистского офицера.

Когда отца мальчика повысили, семья покинула Берлин и поселилась неподалёку от концлагеря, в котором подвергали уничтожению еврейский народ.

Безусловно, еврейский вопрос рассматривали в своих произведениях многие писатели-классики. Это и Куприн, и Чехов, и Ремарк, и Фейхтвангер.

   Быть может, герою Джона Бойна – Шмуэлю удалось бы найти своё место под солнцем и стать уважаемым человеком, но...Война! Беспощадное уничтожение евреев! И именно от мысли, что Шмуэль мог бы стать кем-то, но не стал, на душе мучительно больно. Он умирает ребёнком, который ещё не успел вкусить всей сладости жизни. Вместе с ним умирает Бруно. В жизни Шмуэля и Бруно разделяла колючая проволока. Только смерть мальчиков наконец-то смогла уничтожить это препятствие между ними. Мир, в котором так сильны расовые и иные предрассудки, пора менять. Об этом автор произведения уже буквально кричит. Все темы, которые поднимаются в этом произведении, решаются именно через проблему детства. Истина говорится в этом произведении именно устами младенцев.

   Дмитрий Хорев в своей постановке не отходит от содержания романа Джона Бойна. Изучив роман и верно расставив все акценты, режиссёр Хорев создал «Пижаму», которая стала много лаконичнее экранизации Марка Хермана и даже самого романа Джона Бойна. Большим достоинством данной постановки является то, что в ней были задействованы ещё совсем юные артисты, подающие большие надежды! И даже если, по мнению многоуважаемого жюри, характеры главных героев произведения Бойна были молодыми дарованиями не вполне раскрыты, это им извинительно в силу их неопытности. При должном упорстве ученики проект-студии «Маяк» смогут овладеть актёрским мастерством, а проникновением в суть трагедии они уже овладели. Это читалось в их глазах.

   Впечатляющим сценическим решением стали деревянные стулья, которые   по необходимости превращались то в газовую камеру, то в кладбище. Ещё более впечатлил дым. Благодаря ему, зритель имел возможность прожить весь спектакль вместе с актёрами. На протяжении всего действия зрителя не покидал запах мертвечины. И от этого ощущения, будьте уверены, по коже бежали мурашки.

По окончании спектакля зрители кричали «браво» и плакали.

Это ли не настоящий успех? 

Анжелика Харитонова,

драматург, студентка Литинститута


 ПЕРВЫЙ ОПЫТ

   На днях в рамках опен-колла для молодых драматургов я побывала на фестивале «Пушкино Театральное. Наследники Станиславского». Прекрасный город Пушкино, несмотря на вдруг ударившие морозы и непрекращающийся снегопад, встретил гостей тепло и радушно, а на самом фестивале царила уютная творческая атмосфера.

   За три дня, проведенных на фестивале, я успела посетить восемь спектаклей талантливейших театральных коллективов. В каждом спектакле чувствовалась полная отдача актеров и режиссеров, индивидуальность и неповторимость, желание донести важную идею и найти отклик в сердцах зрителей.

   Особенно могу выделить драму «Пижама» (реж. Дмитрий Хорев) по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», поставленную коллективом из Ярославля. Нужна немалая решимость и выдержка, чтобы взяться за постановку такой тяжелой истории, но еще больше требуется смелости, чтобы выйти и сыграть это так, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до самого конца спектакля. Финальная сцена пробрала меня до дрожи и в то же время заставила задуматься о том, какими жестокими могут быть люди и как необъяснимым образом они порой считают себя вправе делить таких же как они людей на «правильных» и «неправильных», вправе решать их судьбу, вправе лишать жизни. Именно сегодня эта тема особенно болезненна и в то же время важна для всех, чтобы не допустить повторения ужасной истории. Я видела, как люди молча выходили из зала, многие плакали. Все без исключения прожили этот спектакль вместе актерами и вместе с героями книги, что несомненно заслуга всех, кто приложил руку к постановке, выполненной на самом профессиональном уровне.

   Нельзя также не упомянуть лаборатории с членами жюри, проходившие сразу после представления, где профессионалы давали критику и советы начинающим служителям театра. Подобное сближение и общение творческих людей не может не вдохновлять на новые свершения.

   Наконец, хочу отметить опен-колл для драматургов, который и был целью моей поездки. Это действительно потрясающий опыт общения со знатоками своего дела, режиссерами и драматургами, более того, возможность впервые услышать свое произведение в интерпретации настоящих актеров, а после получить критику и наставления для дальнейшей доработки текста.

   Отдельного упоминания стоит сборник, в котором позже будут опубликованы все отобранные пьесы. Есть нечто особенное в том, чтобы увидеть, а тем более подержать в руках свое творение, напечатанное не где-то, а в настоящем издательстве. К тому же этот сборник и этот фестиваль – возможно, первый шаг в профессиональное будущее, первый шаг к первой постановке на сцене, за что хочется поблагодарить всех, кто причастен к созданию и проведению этого совершенно особенного фестиваля, на который я мечтаю однажды вернуться с уже новыми работами и который навсегда останется в моем сердце.

Мария Розова, драматург,

Студентка Литинститута.


    Накануне сборника

   Для участия в лаборатории Межрегионального молодёжного фестиваля «Пушкино театральное. Наследники Станиславского» было отобрано семь драматургов, включая меня. И вот, спустя всего лишь несколько дней, нас приняли с распростёртыми объятиями в прекрасном городе, заслуженно носящем звание литературного, и мы окунулись в мир искусства. Как человек, который по-прежнему погружён в свой текст, я с особым интересом наблюдала за творческими дискуссиями: каждая постановка умело разбиралась экспертами на составные части.

   В настоящий момент по итогам лаборатории подготавливается сборник произведений. Для кого-то это, быть может, первая публикация, но для каждого, безусловно, — дорога в жизнь. В сборнике мною будет представлена историческая картина «Накануне»: расширенная сцена из другой моей, более крупной пьесы о Кутузове, написанию которой предшествовало длительное исследование историко-этнографических источников (писем, географических карт, толковых словарей, соответствующих научных трудов). Было особенно приятно, что профессионалами неоднократно велись разговоры именно об умении вычленять каждый эпизод для раскрытия его потенциала.

   Но поднимались и многие другие вопросы. Отразить более явно логику развития характеров, чётче выстроить событийный ряд, использовать символические образы осмысленнее, — это лишь малая толика советов, которые давали театральным коллективам члены жюри, аргументируя свои впечатления не словом, а делом: конкретными примерами из спектаклей, продемонстрированных здесь же, в Пушкинском Доме культуры.

   Лично меня удивил своей эстетичностью и владением смыслами спектакль «От красной крысы до зелёной звезды» (реж. С. Полянцева), где действующие лица будто бы проявляются из хаоса, чтобы затем снова раствориться в небытии, а также спектакль «Пижама» (реж. Д. Хорев), где разноразмерные стулья, одним своим видом вызывающие ассоциацию с чем-то предельно детским, игровым, под финал вдруг превращаются в череду могильных крестов и лестницу на Голгофу.

   За несколько дней нам удалось увидеть многое, от лирического до остросоциального, и вдохновиться неиссякаемым творчеством (спектакли буквально шли подряд с утра до вечера). Отдельная благодарность Г. А. Барышниковой, руководителю лаборатории драматургов, за чуткость, гостеприимство, поддержку — и за персональное предложение создать в будущем целую серию исторических картин, чтобы я запечатлела и другие события, сравнимые по своей примечательности с решающим днём накануне Бородинского сражения.

   О результатах фестиваля «Пушкино Театральное. Наследники Станиславского» в своем паблике рассказала член жюри Екатерина Житарь:

ГРАН ПРИ фестиваля – детский театр-студия «Колесо»г.Дмитров Московской области «Состояние аффекта» Д. Сэлинджера.

ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ :
 Проект-студия «МАЯК», г. Ярославль. «Пижама», драма по роману Джона Бойна.
Театральный коллектив «Коллаж», п. Дубровицы г.о. Подольск Московской области. Спектакль «От красной крысы до зеленой звезды»

ВТОРАЯ ПРЕМИЯ.
 «Тип-Топ или переполох в курятникк
Ке». Автор музыки и Ирина Тульчинская (Диплом за лучшее музыкальное решение),
МАУДО «Детская школа искусств» г. Реутов
 «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесе А.Слаповского, Театральный коллектив «Коллаж» КПЦ «Дубровицы». Постановка Светланы Полянской
»Каштанка» А.П.Чехова. Театральная студия «Фантазия» г.о. Шатура г. Рошаль.

ТРЕТЬЯ ПРЕМИЯ.
 «Ночь после выпуска» по повести В.Тендрякова. Театральная студия «Мозаика» г.Дедовск.
Спектакль областного колледжа культуры и искусства «Сказки! На всякий случай» Е.Клюева. г. Владимир.
Молодежный театр «Синяя птица» г Красноармейск за спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам повести «Маленький принц».
 Мюзикл Музыкального колледжа им. С.С.Прокофьева «Принцесса и Трубадур». Также за лучшую роль второго плана диплом получила Анастасия Кручинина (Королева), а Полина Поможаева за роль Петуха отмечена дипломом жюри фестиваля.

 Лучшая мужская роль – Трофим Овчинников, роль Бруно. «Пижама», драма по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Проект-студия «МАЯК», г. Ярославль.

 Лучшая женская роль – Анастасия Борзова, роль Каштанки. «Каштанка», драматический спектакль для детей. «Театральная студия «Фантазия», г Рошаль, г.о. Шатура Московской области.

 Приз зрительских симпатий.
«Пижама», драма по роману Джона Бойна. проект-студия «МАЯК», г. Ярославль.


    Фото с фестиваля из телеграм-канала Пушкинского музыкального театра:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: