Дас ист фантастиш!

23 ноя
20:34 2023

                                                                                               

«Три девицы под окном

                                                                                                  Пряли поздно вечерком»

                                                                                                 (А. Пушкин)

    В Пушкинской Центральной библиотеке на Тургенева появилась литературная студия под названием – «Это фантастика!» Название не совсем точное – речь в данном случае идет о фэнтези и фантастике. Объединение людей, пытающихся что-то писать именно в этих литературных жанрах, ожидаемо и закономерно: ведь, по последним данным «ЛитРес», на фэнтези приходится более 25% российских продаж из топ-1000 цифровых книг в январе–июне 2023 г. Причем фэнтези доминирует не только в литературе. Если взглянуть на рейтинг самых популярных сериалов «Нетфликс», там более трети – фэнтези. В компьютерных играх тоже, куда ни глянь, - сплошное фэнтези, особенно в многопользовательских играх.


   И что удивительного в том, если человек, начитавшись, насмотревшись, наигравшись в фэнтези, пытается и сам нечто в этом роде написать? Тем более что в эпоху интернета начинающий автор практически не зависит от издателя. Ты можешь сам выставить свою нетленку на одной из виртуальных литплощадок и даже установить цену за скачивание романа. В нашем сегменте интернета начинающие авторы обычно указывают цену в 100-150 рублей за книгу, что примерно в два раза ниже, чем у «ЛитРес», крупнейшего российского продавца электронных книг. Другое дело – захочет ли кто-то скачивать твою нетленку: ведь найти на литплощадке что-либо читабельное среди десятков тысяч кучкующихся там графоманов – очень непросто.

   Ведет пушкинскую студию «Эта фантастика!» Ирина Кикина. Я, когда увидел в нашем паблике рекламу студии и полез гуглить Ирину, очень удивился тому, что ее выставленные на «ЛитРес» четыре книги распространяются абсолютно бесплатно.


Это очень нетипично. И первый вопрос, который я задал Ирине при встрече:

«Как вы объясните такую странную монетизацию своего труда?»

   «Вряд ли книга без раскрутки может зарабатывать какие-то деньги, - ответила Ирина. – Я сейчас не могу вкладываться в раскрутку по семейным обстоятельствам – я мама троих небольших совсем детей, моей младшей дочке два года всего, а старшему – семь. Поэтому пусть книги лежат бесплатно, кто-нибудь прочитает, кто-нибудь доброе слово напишет. Одну из моих книг я отправила на премию «Электронная буква», она прошла в финал и, благодаря этому, была опубликована в издательстве «Эксмо», что меня конечно очень порадовало».


   Во вторник, 21 ноября, на студийное занятие к Ирине Кикиной пришли три девушки. Занятие началось с того, что Ирина вкратце рассказала об основных элементах композиции текста, а также о различных вариантах композиции. А завершила Ирина свой экскурс так: «Мы сейчас выбираем один из видов композиции и за 10 минут пишем какое-нибудь небольшое произведение. Важно, чтобы это было что-то завершенное, сюжет какой-то».

У меня как-то даже челюсть отпала от удивления: «Серьезно? Небольшое произведение? За 10 минут? Это же невозможно!»


   Однако смотрю, девушки что-то пишут. И в Литинституте, и на сценарном ВГИКа никто ничего подобного не практикует. Там на семинарах мастер со студентами разбирает ранее написанные тексты, подсказывает, где можно дожать, как улучшить текст и т.п. И только один раз требуют написать текст, находясь в публичном пространстве, - абитуриентам на вступительном экзамене дают тему и просят написать небольшой рассказ, не за 10 минут, а за полтора-два часа. Причем абитуриенты в таких случаях всегда используют домашние заготовки – по памяти подбирают из ранее написанных текстов фрагмент более-менее соответствующий заданной теме, перелицовывают его, дорабатывают и сдают экзаменатору.

   Литературное творчество – вообще-то процесс интимный. А когда еще рядом сидит журналист и вас фотографирует, девушки в таких ситуациях обычно думают не о литературе, а о своих прическах и о том, напудрен ли у них носик. Так что я ничуть не сомневаюсь, что и студийки Ирины Кикиной использовали в данном случае домашние заготовки.

   «Скажите, эта педагогическая методика – ваша личная разработка, или в Литинституте. где вы учились, что-то подобное практиковалось?» - осторожно спрашиваю у Ирины.

«Нет, в Литинституте были мастер-классы для уже пишущих ребят, и в основном мы зачитывали наши уже написанные произведения», - отвечает она.

«Все так. А вот предложение написать что-то осмысленное за 10 минут я впервые вижу».

   «Ну, это некая стрессовая обстановка, выход из зоны комфорта. Неважно, получится написать удачный текст или нет, это эксперимент, заготовка, а уже дома из заготовки можно сделать что-то осмысленное».

   Аргументация Ирины меня не убедила, но я решил не спорить. Потому что мне хотелось задать вопрос, который вертелся на языке, пока я наблюдал за пишущими студийками:

«Как вы считаете, деление прозы на мужскую и женскую оправдано?»

«У литературы нет пола, как и у любого вида искусства», - улыбается Ирина.

«Серьезно? А почему тогда пишущие женщины часто прячутся под мужскими псевдонимами?»

   «Они хотят, чтобы их воспринимали всерьез. Есть очень серьезные вещи, написанные женщинами. Есть очень серьёзные женщины-писатели. Просто мужчины обычно покупают книги, написанные мужчинами. Просто вот такое есть предубеждение».

«И все же, текст мужской от женского отличается – по динамике, темпоритму, наполнению, структуре?»

«Я не проводила такого исследования», - уходит от ответа Ирина.

Но тут в спор вступает одна из студиек – Даша Сорокина.


   «Я, когда пишу, знаю, что меня будут читать девочки, - говорит она. – Потому что я пишу то, что нравится мне, и то, что понравится им. Но это только если автор не ставит себе цель – писать унисекс-прозу. Так что я считаю, что проза делится на мужскую и женскую. Очень часто мальчики-авторы ругаются на авторов-девочек, что мы мужчин нереалистичными изображаем, что у нас они такие все красавцы с торсом, - «я всё решу, я всё могу». И обратная ситуация, например в книжке «Не время для драконов» Лукьяненко и Перумова. Там был персонаж Лой Ивер – этакая развратненькая, открытая девица, очень свободных нравов, очень такая вся фигуристая, классная, замечательная, - и это тот образ, который хочет увидеть мальчик в книжке. А девочка хочет видеть другое. И это хорошо заметно в интернете. Например, литплощадка Author.today – это исключительно мужская территория. А есть Литгород, Литмаркет – территория девочек…»

Я не хочу сейчас пересказывать развернувшуюся дискуссию. Отмечу лишь, что дискуссия получилась интересной.

А хочу я пожелать Ирине Кикиной, чтобы в ее семинаре появились пишущие мальчики.

Отдельное спасибо администрации библиотеки за то, что привечают на своей территории такие вот любопытные проекты.

Андрей Воронин.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: