Народный календарь: Кузьма-Демьян. Кузьминки – ноября сердцевина

10 ноя
14:27 2019
Категория:
Край родной

   На дворе - середина ноября, а там скоро уже и зима... А на этой декаде серьезная дата - "Кузьминки". Об этом – в очередном материале пушкинского краеведа, кандидата географических наук Игоря Прокуронова.

 

КУЗЬМА-ДЕМЬЯН.

КУЗЬМИНКИ – НОЯБРЯ СЕРДЦЕВИНА

 …А что же про уходящую потихоньку осень и ее последний месяц ноябрь пишет наш писатель-природолюб Александр Николаевич Стрижев?

Откроем его «Календарь русской природы»…

Предзимье.

Ноябрь-листогной

 …«Как только суточная температура воздуха снизится за 0 градусов, глубокую осень сменяет предзимье. Этот подсезон продолжается, пока суточная температура воздуха не перейдет ниже минус 5 градусов. В Подмосковье такое чаще всего случается в последних числах ноября… По многолетним наблюдениям, в центре Русской равнины снег прочно ложится около 27 ноября, но бывают и значительные отклонения от этой даты. В 1956 г., например, покровный снег выпал уже 3 ноября, а в 1938 г. не только ноябрь, но и декабрь не знал настоящего снега, прочный покров установился лишь 25 января 1939 г., уподобившись оказии пушкинских времен, описанных в «Евгении Онегине». Тогда так же «зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе, на третье в ночь» (по-теперешнему, 15 января). Нечто подобное было и в 1972 г. Метеорологи утверждают, что слишком позднее установление прочного снегового покрова происходит раз в двадцать лет.

   В предзимье держится неустойчивая погода: резкие похолодания сменяются оттепелью, мерзлая почва обнажается от порош и даже несколько прогревается. Тепло и влагу обычно приносят морские ветры юго-западных и западных румбов…

   После оттепели опять яростно ударяют морозцы. По глубокой реке поплыли ледяные пленки-«сало». Внутри толщи воды плавает шуга – так гидрологи называют рыхлый, похожий на снег, внутриводный лед. Через день-другой «сало» смерзнется в льдины, и на большой реке можно наблюдать предзимний ледоход. Останавливают его крутые морозы: льдины, схватываясь, смыкаются с заберегами – с ледяным полем вдоль берегов, и река становится на ледяной замок. Мелкие реки затягиваются льдом раньше крупных.

   За ледоставом ждут зимнего снега. Ведь в ноябре его нормальная высота на подмосковных полях – 7 сантиметров. Сильные ветры местами обнажают почву, сдувая снег в овраги и к зарослям…

   В ноябре в центре европейской части России дольше других циркулирует континентально-полярный воздух. В Подмосковье он, например, держится в общей сложности 17 суток. В это время столбик термометра в полдень показывает всего лишь один градус. При арктическом воздухе (держится 6 дней) температура еще ниже и в полдень достигает обычно минус 2 градуса. В остальные дни несколько теплее….

   Солнце все ниже поднимается над горизонтом, и ночи все растут и растут. Низкие свинцовые облака почти не пропускают лучи, дневной свет в основном рассеянный, и продолжительность солнечного сияния в среднем менее часа в день. Правда, бывают и отклонения. Так, в 1958 г. ноябрь оказался таким светлым, что солнце сияло 80 часов. Подмосковье сравнялось с Северным Крымом. Но то – исключение. Оно наблюдалось только еще раз – в 1896 г.

…Гремит мерзлый лист под ногами. Стряхнув обузу, лес оказался сквозным, чащарники и те просматриваются. Один зимний дуб шуршит блеклыми доспехами, он не роняет листву до самой весны. Все древесное племя теперь впало в глубокий покой. Срезанные ветки не зазеленеют, не зацветут и в комнате, как это бывает поближе к весне: необходимо хотя бы кратковременное промерзание. Почки накрепко сдвинули чешуйки, осмолились и готовы переждать все превратности зимы.

   В голом лесу сейчас, кроме хвойных, при листве остались лишь кустарнички брусники, голубики, вереска и багульника. Они никогда не сбрасывают листву целиком, спадают только старые листья, да и то постепенно. Под снег уходят зелеными и некоторые травы, в лесу это – грушанки и медуницы, а на лугу и в поле – ярутки, сурепки, одуванчики и манжетки. Их прикорневые листья плотно прижаты к земле, и толстый слой снега защитит от вымерзания.

 …В саду еще к 3 ноября оголились малина и вишня, и теперь кругом пусто и светло. Народная примета, что «пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало – оттепель его сгонит», по-видимому, справедлива. Ведь в первых ноябрьских числах зима редко становится на ноги.

…По-зимнему преобразились зайцы. Косой при глубоких порошах старается подольше оставаться на дневных лежках. Раз он затаился, а следа нет – занесен, то ни лиса, ни самая чуткая собака хитреца не обнаружат, пусть даже и пробегут совсем рядом. Ведь заяц дает о себе знать лишь на бегу: лапки, потея, оставляют пахнущий след. Когда же он скрытно таится на лежке, ни один зверь, каким бы тонким обонянием он ни обладал, не заметит косого (заячья шкурка не пахнет, в ней нет потовых желез). Стронутый с лежки, он уже не возвращается на прежнее место.

   Пролет птиц замыкают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им ничего не остается делать, как пуститься к кормным местам на юг. Пролет последних чаек подмосковные фенологи отмечают 15 ноября. Зима не страгивает с родных гнездовий очень немногих птиц. Строго оседлый лишь домовый воробей, а, скажем, рябчика так называют только с некоторой натяжкой. Другие птицы зимой кочуют. Оказывается, перелетна даже серая ворона, хотя ее мы замечаем в наших краях круглый год. Кольцеванием выяснили, что зимой мы видим серых ворон, прилетевших к нам с более северных широт, наши же на это время обретаются во Франции. То же самое происходит с синицами и дятлами…

    По приметам осени судили о зиме. Старые люди, оглядываясь на свой опыт, заключали: Много желудей на дубу – к лютой зиме. Если с дерева лист не чисто спадет – будет холодная зима. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме. Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме. Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша. Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая. Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме. Куры начинают линять рано осенью – к теплой зиме. Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют – на холодную зиму, оставляют его открытым – к теплой зиме.

 …Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера наживляет молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина – хранительница тепла для зимующих растений, живительная весенняя влага.

Таков общий облик осени»… 

*     *     *

   Дни же у нас такие…

11 ноября.

Анастасия-овчарница, Авраамий-овчар

   Анастасия – заступница овец. Когда овец стригли, то приговаривали: «Руном с овцы одевались и отцы». Анастасия-овчарница «пастухов потчует»: их угощали пирогами, молоком и медом. Работа пастухов была почетной, ведь они ведали скотину и приумножали крестьянское хозяйство.

Если ляжет иней, то будет сухая и солнечная погода.

Именинники: Анастасия, Анна, Афанасий, Герман, Кирилл, Мария, Тимофей.

Восход солнца 07:55

Заход 16:30

Долгота дня 08:35

12 ноября.

Зиновей-синичник

   Синичкин праздник: «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». Птицу в народе называли «девятисловой»: «Ведает она и смехом, и слезами и знает ласковое верное слово», «Не много зинька ест-пьет, а весело живет».

   По поверью, синица может сказать – быть ли задуманному, ждать ли счастья, идет ли беда. Поэтому птичку-синичку всяко «привечали»: кормили ее крошками хлеба, к ветке дерева привязывали кусочки сала.

Кроме синиц, в этот день прилетают в сады снегири, щуры, щеглы, свиристели….

А если прилетели синицы – то скоро жди пороши: «Синица – порошам вестница».

Именинники: Александр, Анастасия, Артемий, Елена, Зиновий, Макар, Максим, Семен, Степан. 

13 ноября.

Юровая

   Праздник рыболовов. О рыбалке говорили: «Воды – не нива, не орешь их, не сеешь, а сыт бываешь».

Накануне Кузьминок переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых.

Если дождь мелко сеется – то надолго затянется.

   Именинники: Василий, Демьян, Кузьма, Никодим, Николай, Роман, Савва, Спиридон, Степан, Трофим, Федор.

14 ноября.

Кузьма и Демьян. Кузьминки

   День святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Их считают покровителями кузнецов, ремесленников, семейного очага и продолжения рода; им молятся как врачевателям-«бессребреникам», помогавшим в недуге людям и животным и не бравшим плату за свой труд.

   Воспринимались Кузьма и Демьян и как покровители скота. Пастухи обращались к ним с просьбой охранить скот: «Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу его, пречистаго владыки, его же и человека ради». Прикармливали и следящего за домашним скотом дворового («лихого»). Если такой заводился на дворе, садились на нелюбимую «лихим» лошадь и ездили на ней по двору, при этом размахивали помелом и кричали: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». Другое же помело обмакивали в деготь с намерением отметить на лысине дворового метину-зазубрину, с которой тот сбегает со двора.

   С этим днем связана традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по-видимому, и произошел обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».

И вообще, «Ешь кутью, поминай Кузьму»…

   Славились Кузьминки и петушиными именинами – «Кочетами». То был крестьянский праздник завершения молотьбы. Он начинался с жертвоприношения петуха хранителю овина – овиннику, который, по поверью, сушил зерновой хлеб. Из зерен нового урожая готовили кашу. С домашним пивом устраивали деревенскую братчину, когда с утра весь пожилой народ по домам варил пиво, а под вечер большаки с хозяйками ходили по гостям «для пира». Парни делали свою братчину. А невесты-барышни гуляли без вина: вечером они устраивали свою братчину, «кузьминскую вечеринку» (братчину), куда зазывали: «Матушка Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!».

   Веселье на Кузьминках продолжалось несколько дней. В это время хозяйкой дома становилась девушка-невеста, она готовила обрядовую еду для всей семьи, и сама всех угощала. Утром на голодный желудок съедали круто сваренное яйцо – от бесплодия (яйцо это символ плодородия); обязательной была и куриная лапша: «На Кузьмодемьяне курицу на стол».

   Заметим, что обрядовые, ритуальные блюда на Кузьминках, приготовленные из курицы, соотносятся с народным представлением о Кузьме и Демьяне как о сохраняющих домашнюю птицу «курьих богах», «курятниках». Бытовал и такой обряд – «Курьи именины»: женщины с курами собирались возле церкви Космы и Дамиана; после обедни служили молебны в курятниках или возле них, окропляли домашнюю птицу святой водой: «На Кузьму-Демьяна – курица именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо». Жертвенных птиц подносили их покровителям – Кузьме и Демьяну, которые способствовали тому, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет вестись птица.

   Куриная жертва готовилась с весны, когда по деревням собирали по деревне по два яйца от хозяйки: « Пожалуйте мне курочку да кочетка!». Их клали за пазуху и, собрав штук двадцать пять, возвращались домой, после заката солнца яйца складывали в шапку, молились Богу, садились на лавку и, держа шапку перед собой, говорили: «Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!». После яйца клали в гнездо и сажали курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьяна, выполняли обряд: резали и жарили курицу и петуха (либо двух петухов). Потом надламывали или провертывали дыры на грудных птичьих костях-«кобылках», бросали в курятник и верили, что на следующий год все молодые куры будут с кривыми или дырявыми «кобылками».

   На Кузьминки, кто позажиточнее, рассылали кур родным в виде подарков. Крестьянки же ходили на боярский двор и «с челобитьем» подносили их боярыне на «красное житье». «Челобитных кур» обхаживали: кормили овсом и ячменем и никогда не убивали, а их целебными яйцами кормили больных, страдающих желчной болезнью.

…А другим ритуальным блюдом была каша. По преданию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотно нанимались молотить, никогда не требуя оплаты: они просили только каши. Поэтому святых часто называли «кашниками», а «домолотная каша» была обязательным блюдом для молотильщиков, которые, домолачивая последний овин, говаривали: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Садясь за трапезу, приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать».

   Девушки на Кузьминки варили кашу сразу в нескольких горшках и ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом. Эту кашу продавали парням за копейки, которые делили между собой. Еще на Кузьминки барышни варили «козьмодемьянское» пиво, хотя сами пили лишь сладкий солод. В конце концов, после угощения начинались «поцелуйные» игры. Играя в «Прялицу», молодежь становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – парень с девицей кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре. На кузьминских вечеринках танцевали и распевали песни: «На Кузьму, Кузьму-Демьяна,/ На девичий праздник / Тут и девушки играли, / Ванюшку увидали. / Он не в шубе, не в кафтане, / В белом балахоне». Вечерка могла продолжаться всю ночь. А после парни отправлялись «на промысел» – воровали соседских кур для новых блюд (такое озорство не осуждались); потом опять шло веселье. Назавтра наряжались во все красное – цвет брака, солнца, жизни, символизирующий осенний свадебный сезон: «Кузьма-Демьян пришел – на свадьбу повел!», «Ты, святой Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепкую, лепкую!»…

   В последний день Кузьминок исполнялся обряд «Свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело – набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову. Чучело одевали, опоясывали кушаком и обували в старые лапти. Потом устраивали «потешное венчание»: чучело садили посреди избы, и на одной из барышень «женили Кузьку»; потом его уносили в лес, где раздевали и разрывали на части. На соломе, оставшейся от чучела, лихо отплясывали, а потом ее сжигали.

…Вообще, Кузьминки – это встреча зимы и начало ледостава на реках и озерах: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет», «Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правят», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна», «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать», «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михайло (21 ноября) раскует», «Кузьма-Демьян с мостом – Михайло с полумостом».

Снег в этот день обещает большой разлив весной.

Именинники: Адриан, Демьян, Денис, Иван, Кузьма, Прокопий, Савва, Федор, Яков.

15 ноября.

Акундин

   «Акундин разжигает овин». Встарь об эту пору по деревням обычно слышались перестуки мялиц и цепов: на мялицах хрястали, обминали коноплю и лен, а из тресты получали волокно. Цепы же на гумнах стучали, где продолжался обмолот хлебов. Хлеб, свезенный в жнитво в снопах, долго обмолачивали; так в заботах и проходило студеное время – у кого по дворам да ригам, у кого – в избе за пряжей, за тканьем да за вышивкой…

   С этого дня особенно чтились обряды оберега зерна в закромах и оберега света – темнеет-то рано и следовало запастить впрок свечами и лучинами.

«Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит».

Если в Акундин день облака редкие, то жди холодов.

Именинники: Акиндин, Альберт, Домна.

16 ноября.

Агапий Кросенный

На Агапия Кросенного (кросны – ткацкий станок) устраивали праздник ткачих.

   Барышни показывали свое мастерство, которое придирчиво оценивали будущие свекрови. Говорили: «Льняное золото растит девку царевной. Неумехам да нерадивицам добрая судьба сама не выткется».

Если лист отпадает слабо, морозы наступят не скоро.

Именинники: Агап, Анна, Андрон, Георгий (Юрий, Егор), Евстрат, Илья, Иосиф (Осип), Светлана, Федор, Федот. 

17 ноября.

Еремин день

   В этот день за порогом крутит, мутит, беспутит: «Пришел Ерема – сиди дома». На Ерему из дома не отдавали ни огня, ни уголья – иначе «выведешь» из дома счастье и привлечешь нечистую силу: «Светец лучину крепко держит. Чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила».

Если кроты и мыши делают большие запасы, то зима будет суровая и снежная.

Именинники: Аникий, Ермолай (Ерема), Иван, Федор. 

18 ноября.

Галактион

   На Галактиона девицы молили Бога послать им хороших женихов. Верили, в этот день «Катится по белому свету чье-то призрачное счастье, под стать кольцу обручальному».

Начинают менять шубки зайцы-беляки, белки, ласки.

Прилетают хохлачи-свиристели, щуры, пеночки, клесты и другие зимующие птицы.

Именинники: Григорий, Дорофей, Иона, Тимофей.

19 ноября.

Павел-исповедник

   На Павла просили прощения у близких, каялись в грехах, исповедовались «во спасение души».

19 ноября – ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем.

Гаснет солнце, воют ветры, подмораживая стылую землю.

Если на Павла-исповедника снег, вся зима будет снежная. Если лед на реке грудами, то и хлеб будет пудами.

Именинники: Александра, Варлаам, Виктор, Герман, Ефросинья, Клавдия, Лука, Матвей, Матрона, Никандр, Павел. 

20 ноября.

Федот-ледостав

   «Федот – лед на лед ведет». В старые времена крестьяне ожидали: «Лишь бы Федот льдом воду залатал».

Если в этот день ручьи и реки покроются льдом – быть скорой и прочной зиме.

Именинники: Афанасий, Валерий, Григорий, Дорофей, Евгений, Епифан, Зосима, Илларион, Кирилл, Логин, Никандр, Никон, Федор, Федот.

Восход солнца 08:14

Заход 16:15

Долгота дня 08:01

*     *     *

    А вот зарисовка 120-летней давности (точнее, 25.10.1899 г.) из газеты «Московский Листок», издаваемой нашим тогдашним дачником Николаем Ивановичем Пастуховым.

 …«Осень берет свое. Вот уже несколько дней стоит ненастная, убийственная для здоровья непогода: как бы сквозь сито, льет мелкий дождь, мостовые покрыты грязью и потоками вонючей, мутной воды с примесью нечистот, спускаемых с дворов; улицы, в особенности переулки, испещрены выбоинами, благодаря которым у экипажей ломаются оси и портятся колеса.

   На мостовых лежат груды камня, земли и лесного материала. Все это не убирается и не свозится управскими служащими куда-нибудь подальше, Полиция не в состоянии настоять на своих требованиях об очистке улиц и переулков от таких прелестей, – на требования ее наши управские самоуправцы не обращают никакого внимания.

   Вырытые на мостовых канавы засыпаются землей небрежно, а те, которые остаются недоконченными, – не огораживаются, а если иные и огорожены, то не имеют зажженных фонарей, вследствие чего в ямы вваливаются лошади…

   Ненастная погода порождает в городе болезни; все больницы полны страждущими. У наших эскулапов при такой погоде прямо, как говорится, – «сенокос».

   В уезде, по проселочным дорогам нет проезда; грязь и рытвины покрывают их; на городском экипаже о проезде по ним нечего и думать, даже крестьянские телеги вместе с лошадьми не в состоянии выбраться из этого моря разлившейся грязи. Крики о помощи и казенная песенка «караул!», в особенности по вечерам и по ночам, слышится повсюду, – вопли эти долетают до слуха заправителей земства, на которых лежит прямая обязанность по исправлению дорог, но они только ушами хлопают и приговаривают: «ладно, кричите, сколько хотите, некогда нам такими пустяками заниматься!»…

Так было.

А сейчас?..

*     *     *

   В заключение – несколько осенних «событийных» иллюстраций.

На заставке – нынешняя Кудринка, дальше смотрите сами…

 






За календарем следил

Игорь Прокуронов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Ymka
Добрый! В Заветах строят не ...
Александр Македонский
Ребят, вы головой думаете или ...
Александр Малашенко
А не надо быстрее, надо удобнее ...
Александр Малашенко
Какой у Вас интересный круг ...
NFU
Чинуши это тоже наш народ. И да ...
NFU
Там полно места где можно идти. ...
Александр Малашенко
Эх, вот не повезло нашим чинушам ...
Александр Малашенко
И что? Сначала сделать тротуар ...
NFU
Так везде грязь. Я имею ввиду ...
NFU
Нормальная дорога. Там ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: