Народный календарь: Вторая декада сентября. С новолетием!

10 сен
12:23 2019
Категория:
Край родной
   Незаметно подошла вторая декада сентября. А по старому календарю, тут - Новолетье! И вообще, много чего интересного. Об этом - в очередном выпуске народного календаря пушкинского краеведа Игорь Прокуронова. 

ВТОРАЯ ДЕКАДА СЕНТЯБРЯ.

С НОВОЛЕТИЕМ!

 

…А знаете ли вы, что когда Русь после крещения в 988 г. приняла византийское летоисчисление от Сотворения мира, то вплоть до XV в. «гражданский» год у нас начинался с 1-го марта. Потом, в 1492 г. произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1-е сентября (14-е по новому стилю). Практически два столетия эта дата отмечалась как церковно-государственный праздник с особой службой – «чином летопроводства»: на городскую площадь выходил епископ, пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество происходило в Москве на Соборной площади Кремля. И так продолжалось до 1700 г., до указа Петра I, который перенес празднование Нового года на 1-е января. И Новогодье стало «гражданским» праздником. А 1/14 сентября, – по-церковному, начало индикта (от indico — объявляю, назначаю; в Римской империи так называли порядковый номер года), или Новолетие, – осталось, наверное, самым незаметным и «тихим» православным праздником. (Никак не сравнимым с «гражданским» новогодьем, что мы громко и лихо отмечаем и в ночь с 31-го декабря на первое января, а потом еще и 14-го января).

   Сейчас же 14 сентября – церковное Новолетие в Русской православной церкви, «средний» праздник с названием «Начало индикта, еже есть новаго лета». А его древнее славянское название – «Летапреложение»...

  И что любопытно, древняя традиция сохранилась до сих пор!

   Ведь недаром учебный год мы начинаем все с того же первого сентября: поскольку первые школы были церковно-приходскими, то и обучение в них начиналось лишь с наступлением Нового года...

   И хотя, как полагают, система начальных и средних учебных заведений появилась в нашей стране лишь в начале XVIII в. (идея их создания приписывают все тому же Петру I), тогда в «цифирных школах» все же не было конкретной даты начала занятий. И обучение начиналось, когда заканчивались полевые работы, в октябре или даже ноябре. Единого времени начала занятий не существовало и для первых гимназий, которые появились у нас в середине того же восемнадцатого века и где учились дети из привилегированных сословий. А с 1804-го года учебный год в гимназиях стал начинаться с 1 августа, заканчивался же – 1 июля.

   В середине XIX в. в нашей стране появились такие средние учебные заведения, как реальные, технические и коммерческие училища. Народ здесь был попроще, и тут, как в старину, начало занятий приурочивали к окончанию полевых работ: к примеру, «реалисты» севера Российской Империи садились за парты 15 сентября, тогда как на юге начинали учебу на месяц позже.

   После отмены крепостного права получили широкое распространение сельские школы, где учились дети «свободных» крестьян, конечно, непременные помощники во всех полевых работах. Поэтому учебный год для них начинался лишь в ноябре-декабре. И был он на селе самым коротким: занятия заканчивались уже к Пасхе, т.е. в апреле — начале мая!..

А гимназии тогда стали открывать свои двери с 14-15 августа…

И такой порядок просуществовал в России до самого 1917 г.

 …В первые годы Советской власти время начала занятий было произвольным; многие школы, возникшие на базе гимназий, по-прежнему начинали работу 14 августа. И только в 1935 г. вышло правительственное постановление, согласно которому на все школы СССР стали начинать занятия с 1 сентября; зимние каникулы устанавливались с 30 декабря по 10 января, а весенние длились шесть дней…

 Но вернемся к календарю.

Точнее к летоисчислению.

    Вот, если брать за Новолетие 14 сентября, то получается, что нынешний 2019-й год только-только начинается. Это, если считать от Рождества Христова. А вот от Сотворения мира – получается год 7528-й!..

 Хотя…

   Полагают, что основы исторической хронологии были заложены неким Евсевием Памфилом еще в IV в. Много позже, в XVIII столетии, сорок лет считал да считал библейские хронологии проповедник де-Виньольи: наконец, он насчитал аж две сотни различных вариантов эры от Сотворения мира до Рождества Христова – от 3483 до 6984 лет. А принятая сегодня датировка древних событий впервые была оформлена Иосифом Скалигером (1540-1609) и иезуитом Дионисием Петавиусом (1583-1652).

Но и доныне нет единства у «летоведов» (или «годоведов»?).

   Вот ведь считается, что Иудейская эра начинается в 3761 г. до н.э.; по Дж. Ашшеру-Уссеру же, Сотворение мира произошло в 4004 г.; принятая у нас Византийская, или Константинопольская эра начиналась вначале 1 марта 5508, а потом 1 сентября 5509 года до н.э.; а вот так называемая датировка «70 толковников» насчитывает еще больше времени – аж с 5872 года до н.э.

   Ну, а индусы, те вообще не размениваются на какие-то там тысячелетия. У них все «круче»: по тамильскому календарю, от начала «космической эволюции» до года Тарана (или 1887 г. н.э.) прошло всего-то 1 955 884 687 лет; время от первого появления человечества на нашей «Планетной Цепи» — 1 664 500 987 лет; а число лет, истекших от человеческого периода Манвантары Вайвасвата до опять же 1887 г., исчисляется точно в 18 618 728 лет!

Вот так.

 Но и это еще не все.

…«Наши ребята» с мехмата МГУ, академик А.Т. Фоменко и доцент Г.В. Носовский, – заметив что, вообще-то, хронологией еще сравнительно недавно занимались именно математики, а не историки, как ныне, – пошли своим путем. Они «оформили» не больше и не меньше, как… «НОВУЮ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ХРОНОЛОГИЮ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ». Созданная сравнительно недавно, лет сорок назад, эта самая Новая хронология сразу же громко заявила о себе, возмутив и произведя буквально панику в рядах представителей традиционной «большой» науки.

   Надо сказать, к разработке этой концепции приложили руку многие выдающиеся умы – взять, к примеру, того же Исаака Ньютона (1643-1727), член-корреспондента Петербургской Академии наук А.Д. Черткова (1789-1858) и почетного академика Н.А. Морозова (1854-1946). И что любопытно, историк Чертков – это к тому же владелец наших селений Курово и Акулово в XIX в.; а с почетным академиком Морозовым состоял в переписке капитан А.М. Зузенко (1884-1938), тот самый, что «заманил» в Пушкино своего друга, писателя К.Г. Паустовского

 Так что же такое, эта Новая хронология, и чем она так «напугала» научный мир?

Ну, во первых, она дает совершенно другую картину развития человеческого общества.

   Во-вторых, срок бытования всей нашей цивилизации, по Фоменко-Носовскому, укладывается всего-то примерно в тысячу лет! И это потому, что никаких достоверных письменных сведений об исторических событиях ранее X-XI вв. н.э. не существует.

   Таким образом, «глубочайшая древность» человечества – это XI-XII вв. нашей эры; события «глубокой древности» относятся к XIII-XIV столетиям, а так называемые «древние» события подразумевают то, что происходило 300-400 лет тому назад, в XV-XVII вв.

…Еще в эпоху до XI в. в дельте Нила на территории нынешнего Египта и побережье Средиземного моря зародилась Первая Империя. Она продолжилась во Второй Империи, развившейся вслед за ней в XI-XII вв. неподалеку от нынешнего Стамбула, куда была перенесена и новая столица тогдашней земли обетованной, в разные времена именовавшаяся и Константинополем, и Царь-Градом. Позднее, в XIII-XIV вв., произошел распад Древней Империи; однако на свет Божий появилась уже Русская (Ордынская) Империя, которая восстановилась «в новом качестве» и с новым центром во Владимиро-Судальской Руси. А двумя частями, «двумя крылами» этого единого и мощного государства, которое контролировало практически всю Евразию, с Америкой заодно, были собственно Русь и… Турция.

   А в XV-XVI вв., в эпоху так называемых «Возрождения» и «Реформации», в Империи происходит мятеж. С переменным успехом продолжалась борьба «русской» и «прозападной» партий. Однако к началу XVII в., после царствования Ивана Грозного и Великой Смуты, победу одержала прозападная партия; Империя оказалась расколотой.

   С тех пор время идет, как идет. Правда, замечают авторы Новой хронологии Фоменко и Носовский, после падения Российской империи в 1917 г., мировая власть окончательно оказалась в руках «вселенских казначеев», к которым так или иначе постепенно примыкают все современные «государства»…

 Такие вот чудеса с нашим летоисчислением!..

*     *     *

 Однако, на сентябрьское «новогодье» дни у нас такие… 

11 сентября.

Иван Постный, полетовщик

День Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строгий пост, почему и название дня – Иван Постный.

В этот день совершается поминовение всех православных воинов, убиенных на поле брани. Это поминовение установлено в Русской Православной Церкви по указу императрицы Екатерины II 1769 г. во время войны с турками.

С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого. Нельзя употреблять в пищу не только скоромного, но и яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук – все, что напоминает голову; греховным считалось брать в руки нож и резать что бы то ни было, даже хлеб в этот день ломали руками. Не принято в этот день есть щи-борщи из свежей капусты. Также нельзя петь и плясать…

Однако день этот отмечали широко, угощали родных, близких и обязательно – бедных, нищих, странников: «На Ивана Постного – хоть и пост, да разносол». Даже строго придерживающемуся заветов старины хозяину было чем угостить гостей: хозяйка пекла «кулагу» (пареное соложеное тесто с калиной).

Лето завершается: Иван Постный пришел, лето красное увел; С Постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана; Иван Полетовщик доводит красное лето; Иван Постный – осени отец крестный; Иван Предтеча гонит птицу за море далече; Иванов день гонит птицу за море.

Если журавли потянули на юг, то осень будет короткая, а зима ранняя. С 11 сентября начинается «бабье лето», которое тянется до 22 сентября.

Именинник: Иван.

Восход солнца 05:52

Заход 18:58

Долгота дня 13:05

 12 сентября.

Свытник

До «Свытника» крестьяне на ниве оставляли на корню ячменные стебли еще с августовской жатвы: «Вот и последнее стелище на льны приспело». В этот день «завивали» ячменные стебли вместе с льняными и овсяными, заговаривая ниву на будущий урожай.

Святому Александру Свирскому молились о рождении младенца мужского пола.

Если в лесу много рябины, то осень будет дождливая.

Именинники: Александр, Арсений, Афанасий, Гавриил, Григорий, Даниил, Денис, Ефрем, Иван, Игнатий, Леонид, Макар, Никодим, Павел, Савва, Спиридон, Федор, Ферапонт, Яков.

13 сентября.

Куприан. Журавлиное вече

На Куприана начинается журавлиный отлет. Примечали, что «на Куприянов день журавли на болоте собираются «уговор держать», каким путем-дорогою на теплые воды лететь».

После этого дня ходили по клюкву: «Прежде срока ягоду клюкву брать – тьме угождать». Начинали копать корнеплоды: «Всяк корешок в своей норе», «Картошка – хлебу присошка»..

Если журавли летят высоко, не спеша, и «разговаривают» – к хорошей осени.

Именинник: Геннадий.

 14 сентября.

Симеон Столпник, Семен-день, летопроводец. Марфа.

Церковное новолетие

День преподобного Симеона Столпника. Большой праздник со многими обрядами, заклинаниями и игрищами.

Начало индикта – церковного новолетия.

   Как конец одного года и начало другого, Симеон Столпник считался «срочным днем», когда платили оброки, подати и пошлины; в писцовых книгах прямо указывалось: «Платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». К этому дню оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые селянами между собой и с торговыми людьми.

   На Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур: «Семен-день – семена долой», т.е. семена сами выпадают из колосьев; завершали посев ржи: «В Семенов день севалка с плеч», «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй».

С Семенова дня нельзя засевать семена…

Начиналось настоящее, или «старое» бабье лето: «Семен бабье лето наводит». «Старое» бабье лето продолжалось до 21 сентября – дня Рождества Богородицы.

Поскольку «Семен лето провожает», совершались «осенины», первая встреча осени. Неделя называлась на Руси «Семенскою», о ней говорили: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина – матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!».

   Бабье лето считалось как женским праздником, так и временем начала осенних женских работ: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

   С Семен-дня начинались «засидки», работа в избах при лучине: «С бабьего лета бабий праздник и бабьи работы». Накануне гасили весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре с помощью сухого дерева зажигали новый. Парень, либо девушка, с помощью горящей спицы разносили новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи. В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: «Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье».

   По поверью, в Семен-день нельзя выходить к реке, пока не спадет роса – ведь на утренней заре выходит из воды на берег «рыба-угорь» и ходит по росе по лугам на три версты, смывая с себя все болезни и передавая их человеку. Этот угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайности, если «семь городов наперед обойдешь – никакой яствы не найдешь», да и в этих случаях нельзя было касаться рыбьих головы и хвоста. Вообще, угорь представал как хитрый и злобный водяной змей, за грехи лишенный возможности жалить. А знахари и колдуны-вещуны использовали рыбу для гаданий: клали угря на горячие угли и по направлению прыжков определяли, где находится краденое. При этом заклинали угря именем святой Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась тоже в этот день.

…Тут же, куда ж без нее, наличествовала и нечистая сила: считалось, что в Семенов день черт меряет меркой воробьев – скольких взять к себе, а скольких выпустить. И для того все воробьи отправлялись к нему и их не было видно. Потому с этого дня для предохранения от нечистой силы начинали опахивать поля…

   Еще Семен-день считался праздником псарей-охотников, они совершали первый выезд в отъезжее поле, где притравливали зайцев. А как иначе, ведь «От Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи» .

   К Симеону Столпнику приурочивались обряды «Постриг» и «Сажание на коня»: «На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Постриг совершали над мальчишками-первенцами, «при переходе от младенчества», обычно по исполнении им трех лет. Производил постриг крестный отец. Волосы, выстриженные у мальца, передавали матери, которая зашивала их в ладанку; их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конем, он сажал сына на коня, а кум водил коня под уздцы. Потом кума отводила мальчонку к матери. Кума с кумой всяко одаривали, те же , в свою очередь, вручали подарки крестнику…

   С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Богатеи выставляли брагу с пивом и объявляли, что «пироги напечены и мед наварен». Молодицы выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затевали игру, называемую «пиво варить», которая начиналась песней: «Ай, на горе мы пиво варили, / Ладо мое, Ладо, пиво варили! / Мы с этого пива все вкруг соберемся; / Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!»…

   На Семенов же день крестьянские девки на Семенов день девки бегали «мух хоронить»: «В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме», «Убьешь муху до Семена-дня – народится семь мух; убьешь после Семена-дня – умрет семь мух». Барышни надевали свои лучшие наряды и делали из сухих листьев репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки небольшие домовинки (тараканов иногда хоронили в гробиках из щепы). Укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с причитаниями выносили из избы и зарывали в землю. В это время кто-нибудь – полотенцем или штанами – выгонял мух из дома (что считалось более действенным методом) и приговаривал: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Конечно же смысл действа заключался не только в изгнании насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девицы устраивали себе смотрины, демонстрируя свои достоинства перед односельчанами, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что «с Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели»…

По этому дню определяли состояние природы на всю последующую осень: если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая; если сухо – вся осень будет сухая; коли на Семеновы осенины много тенетника (паутины) – осень будет долгая и ясная. Если же на Семен-день ветер из-под солнца, то зимой ветры будут с севера.

Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают, то осень будет протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, то жди ранней зимы. Если бабье лето ненастно, то осень будет сухая. Много паутины – к ясной осени и холодной зиме.

Именинники: Иисус, Марфа, Семен.

15 сентября.

Мамонт-овчарник. Федот и Руфина

Святой Мамант/Мамонт считался покровителем овец и коз. В этот день убирали двор, сарай, где стоят овцы и козы: утыкали мхом, окуривали вереском. Об этом дне говорили: «На Федота и Руфину не выгоняй поутру скотину: выгонишь – беду нагонишь», «Велес трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой».

После окончания всех полевых работ парням, на долю которых выпало идти в рекруты, давалась полная свобода. До самого набора (обычно в ноябре) они освобождались от работ, гулевали в лучшей нарядной, праздничной одежде, поочередно наведываясь друг к другу в гости: «Листья вянут на дубах, / Я гуляю в рекрутах. / Листья с дуба упадут – / Меня в солдаты отдадут».

Коли день ясный, то осень будет теплая.

Именинники: Альфред, Антон, Демид, Иван, Леонид, Мамант (Мамонт), Федор, Федот, Филипп, Юлиан.

16 сентября.

Василиса. Домна доброродная

День Домны – «прибиранье рухляди в доме». Считается, для того, чтобы приобрести благополучие на осень, нужно прибрать в доме и на дворе, в амбаре и сарае. Хозяйки в этот день жгли всякую рухлядь, изношенные вещи: «А что уже не впрок стало – Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала».

Если гремит гром, то будет долгая и теплая осень.

Именинники: Василиса, Домна, Дорофей, Ефим, Иван, Константин, Петр, Харитон.

17 сентября.

Богородица Неопалимая Купина. Луков день. Вавила Вилопразн

Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Образ считается хранителем от пожаров и молнии, но может наслать гром, молнию и камни с неба.

В этот день молились о защите дома и скота от всякого огня, а людей – от болезней.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Может быть раннее (среднее – 12 октября, позднее – 7 ноября) выпадение снега.

Если орехов много, а грибов мало, то зима будет снежная и суровая.

Именинники: Афанасий, Вавила, Федор, Юлиан.

18 сентября.

Захарий и Елисавета

Святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа, потому день этот считается удачным для предсказаний, гаданий и других заветных, тайных дел.

Пророку Захарии и праведной Елисавете молились о зачатии и рождении ребенка.

В этот день судили о зиме: если рано пожелтели листья на рябине – к ранней осени и ранней холодной зиме.

Именинники: Авдей, Глеб, Денис, Елизавета, Захар, Ираида, Максим, Раиса, Федор.

19 сентября.

Михайлов день

По народному поверью, на Михайлу не позволялось работать – Бог накажет.

На Михайлов день справлялась первая (в «новом» году) «братчина», она же «братовщина» – мирская сходка, на которой решались всякие семейные и частные дела. Потом шли взаимные угощения, и начиналось само празднество.

С этого дня прихватывают землю морозом михайловские утренники: Михаил заморозком землю прихватил. Но пока лист с вишен не опал – сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Именинники: Архип, Андрей, Кирилл, Макар, Михаил, Фекла, Феоктист.

20 сентября.

Лука. Созонт

На Луку убирали пчел, собирали лук. В этот день «девицы вплетали лук в косицы», а ведунья приговаривала: «Косы будут шелковы и туги – от луковой мокрети и от луковой шелухи». Знахари лечили распаренным луком кожные болезни, нарывы: «Лук избавляет от сема недуг!».

«Лук – добро и в бою, и во щах».

В этот день по луковице гадали о зиме: обилие шелухи – к холодной зиме.

Именинники: Иван, Лука, Макар, Савва, Серапион, Созонт.

Восход солнца 06:10

Заход 18:35

Долгота дня 12:24

*     *     *

Потомки Маманта

   И как в середине сентября, 15-го числа, не вспомнить наших Мамонтовых?..

…Вообще, имя Мамóн производят от «мамон», или «мамун» – скромный, кроткий. Но в некоторых говорах, мамон означает «брюхо, желудок» (почерпнуто из церковнославянского языка). Мамоном могли прозвать и толстого, ненасытного человека. Еще бытовали поговорки: «Мамон набивать», «Мамон гнетет, так и сон неймет»…

   Иногда имя Мамáнт пытаются перевести с греческого, где оно означает «сосущий грудь». Однако еще наш «земляк», вышеупомянутый А.Д. Чертков, по этому поводу замечал: «вспомним, что еллинский язык был брат, а не родитель словенского: следовательно, сравнивать оба языка должно, но не производить одно от другого»…

Ну и конечно, наш Мамон уж никак не соотносится с доисторическим животным, хотя, благодаря сходству, произносится Мáмонтов вместо Мамáнтов. 

…И вот на Руси в летописных источниках конца XVI – начала XVII вв. упоминается «стрелецкий голова Григорий Маматов-Мамонтов Смирнов». Со временем Мамонтовыми стали прозываться родовые русские дворяне. К примеру, есть у нас улица Надсоновская, в честь поэта С.Я. Надсона. А, наверное, мало кто обращал внимания на то, что матушка Семена Яковлевича, Антонина Степановна, происходила из старинного дворянского рода Мамонтовых/Мамантовых, известного чуть ли не с XIV столетия. (Не в этом ли «мамонтовском» созвучии – ключ к появлению имени Надсона в подмосковном Пушкино, куда железную дорогу проложил Иван Федорович Мамонтов, а продолжил его дело Савва Иванович?)…

  Род же «наших» купцов Мамонтовых изначально появился и закрепился в 1716 г. в Мосальске, уездном городе Калужской губернии. Тогда в уездной переписной книге, в селе Берне, при дворе помещика С.Е. Шиловского обозначилась семья приказчика Кондратия Мамонтова, который, не имея фамилии, везде был записан по отчеству — Мамонтов.

   А к середине XIX столетия в Москве закрепился Николай Федорович Мамонтов (1807-1860), сыновья которого – Михаил (1829-1863) и Александр (1932-1900) обустроили свои дачи на пересечении железной дороги с рекой Учой в нынешней Мамонтовке…

   Кстати, некоторые утверждают, что Мамонтовкой местную платформу прозвали вовсе в честь жены Михаила Николаевича Мамонтова, Елизаветы Ивановны, урожденной Барановой (1837-1910; по другим версиям: 1831-1911). Это она, владелица наследных земель между Кудринкой и Листвянами (Мамонтовкой), прославилась своей благотворительностью и выстроила тут школу, здание которой дошло до наших дней.

Впрочем, об этом мы говорили прошлый раз…

*      *      *

 Ну и, как всегда, – несколько иллюстраций…

За календарем следил

Игорь Прокуронов.


 



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Игорь Васильев
1
Ответить
Написать
Последние комментарии
Hellen
9 вопрос : О внесении изменений в ...
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: