Три «Б»: «Бальмонт-Бруни-Бибирево»»

09 сен
21:22 2019
Категория:
Край родной

«Медея и её дети»

   Чтобы сразу вникнуть в новый материал о Бальмонтах и Бруни, необходимо вспомнить некоторые моменты из предыдущего материала «Бруни в Пушкино» (полностью см. на портале «Пушкино сегодня» от 18.12.2018, 25.12.2018, 21.01.2019 – В.П.). Там, в частности, говорилось: «Екатерина Андреева, чей брат Сергей был харьковским владыкой, переводчица по профессии, была второй супругой Константина Бальмонта. В этом браке и появилась на свет в 1901 году дочь Нина. Когда Нина была еще маленькой, поэт посвятил ей целый сборник стихов «Фейские сказки»».

   И еще: «Нина Константиновна родила и подняла несколько детей и, рано овдовев (её мужем был художник Лев Бруни – В.П.), уже не выходила замуж. Она стала исследователем творчества отца, жила долго и умерла в 1989 году. Нина Бруни-Бальмонт стала прообразом главной героини книги Людмилы Улицкой «Медея и её дети»…».


Лев Бруни Портрет жены

   Мне казалось, что, опубликовав три материала об этом семействе, эта тема уже полностью освещена, но вдруг случайно открыв газету Северно-Восточного округа Москвы «Звёздный бульвар» №30 (641) от августа 2019 и на стр. 18 нахожу статью Марины Макеевой «Дочь знаменитого поэта жила в Бибиреве» (а это недалеко от Пушкино – В.П.), которая является потрясающим продолжением истории о родословной Бальмонт-Бруни…


Н.К. Бальмонт-Бруни в кругу друзей

«С Полянки в Бибирево»

   Цитирую статью: «Нина Константиновна переехала в Бибирево в 1975 году с Полянки, там у них было две комнаты и шесть соседей. «Стены бибиревской однушки в типовой двенадцатиэтажке на Мурановской улице (улица названа в честь местечка Мураново, находящегося в Пушкинском районе Московской области – В.П.) были уставлены книжными полками, много картин, у балкона рояль. Часть вещей с Полянки передали в музей Бальмонта, который создавался на родине поэта – в Шуе», - рассказывает её невестка Галина Фёдоровна Гаранина (супруга одного из внуков великого поэта – В.П.)».

   Многие годы на московской квартире Бруни собирались знакомые и друзья. В 20-е годы здесь бывали – В. Татлин, В. Фаворский, С. Маршак, С.Городецкий, часто играли музыканты Г. Нейгауз и В. Софроницкий… В 30-х годах здесь уже можно увидеть А. Тарковского, О. Мандельштама, А. Ахматову…

   Дальше рассказывает Галина Гаранина: «Однажды в бибиревской квартире я спросила, чья это фотография за стеклом на книжной полке. Нина Константиновна ответила: «Борис Зайцев, писатель, он часто заходил к нам в Париже. Зайцев и поэт Юргис Балтрушайтис оказались единственными из литераторов, кто провожал папу в последний путь на кладбище Нуази-ле-Гран». Бальмонт умер в декабре 1942-го в оккупированной Франции».

«Семейные тайны»

   Далее рассказ приоткрывает некоторые семейные тайны семьи Бальмонт-Бруни: «На летнее вакации 1917 года мать увезла шестнадцатилетнюю Нинику на Урал, в посёлок недалеко от Миаса (на озере Тургояк – В.П.). Тогда же в Миас приехал погостить к родным 27-летний художник Лев Бруни. «Они с Ниной были знакомы с детства, но теперь как будто заново увидели друг друга – влюбились и решили пожениться», - говорит Галина Фёдоровна. Несмотря на неодобрение родителей, в мае 1918 года (по моим сведения это произошло 23 мая 1919 года – В.П.) Ниника и Лев обвенчались. Они прожили вместе 30 лет, у них родились семь детей. Лев Александрович умер в 1948 году. Нина Константиновна пережила его на 41 год».

   И далее: «Ниника, как и её отец, очень любила путешествовать, ездить в гости и принимать гостей. «На Мурановской бывала Анастасия Ивановна Цветаева. Я провожала её на такси, - вспоминает Галина Фёдоровна. – Много лет дружила Нина Константиновна и с Ахматовой».

«Русская старуха собирает на протез»

   «В 1978 году, на Пасху, случилось несчастье. Нина Константиновна возвращалась из церкви, где святила куличи, и замешкалась при выходе из автобуса. Сама вышла, а сумку защемило дверью. Автобус протащил женщину по асфальту. Травма была очень тяжёлой, ногу пришлось ампутировать. «Нина Константиновна лежала в 20-й больнице, держалась очень стойко, не жаловалась, говорила: «Не надо спрашивать – за что? Спроси – зачем?»»…

   Это невероятно, но в то же самое время я тоже лежал в 20-ой больнице, но в другом отделении. Кстати, в нашем отделении, в отдельной палате лежала дочь поэта Лебедева-Кумача (подробнее см. материал в газете «Маяк» №68 от 09.09.2016 и №78 от 14.10.2016- В.П.)

   Далее читаем: «Оправившись после больницы, Нина Константиновна начала носить протез, но он был очень тяжёлым и неудобным. Снабдить бабушку хорошим протезом помог Лев, сын старшего сына Ивана. Лев Иванович жил и работал в Швеции. «Кстати, Нина Константиновна тоже принимала участие в финансировании. Раскатывала тесто и пекла пирожки на продажу, сидя за большим стеклянным окном ресторана, рядом табличка: «Русская старуха собирает на протез». Красивая, крупная, со скульптурными профилем и руками, она выглядела очень выразительно».

   С протезом она прожила еще 10 лет , она умерла в ноябре 1989 года, в день, когда рухнула Берлинская стена…

«Настойка на «бруньках»»

   Окончив читать эту статью в газете «Звёздный бульвар», я подумал, что надо внимательнее быть к своим близким и соседям, так как за каждым из них скрыт необъятный огромный собственный мир…

   Один из сыновей Нины Константиновны – Василий Львович Бруни-Бальмонт жил зимой в Москве, а на лето всегда переезжал в Судак, где у него была фамильная дача.

   Это случилось в 1938 году – семейство Бруни приобретает у грека Кономопуло небольшой домик на восточной окраине Судакской долины, ставший родовым гнездом. С этого времени в семье Бруни установились дачные судакские традиции. Лев Александрович Бруни, захваченный крымской природой, с с удовольствием плодотворно работает, а Нина Константиновна радушно встречает многочисленных родственников и гостей, находя для каждого теплое слово или давая жизненный совет. Вокруг этого дома образовалась своеобразная московско-питерская колония, населенная художниками, писателями, искусствоведами, музыкантами… Литературовед С. Айдинян в своих воспоминаниях передает облик и манеру поведения Нины Константиновны Бруни на склоне лет: «Март 1988 года. За столом в инвалидной коляске, с длинной американской сигаретой в руке восседает Нина Константиновна. Седые волосы, глубокие морщины узковатых глаз, определенная мужественность облика. Перед ней на столе – пепельница и высокая бутылка греческого коньяка, в те годы невиданная в Москве…».

   Василий Львович, последний владелиц дачи в Судаке, человеком был необыкновенным, излучающим доброту. 


Доска на даче Бруни в Судаке

В нем чувствовалась не только принадлежность к русской интеллектуальной аристократии, но и редкое духовное изящество. Он – геолог, геофизик, пламенно влюбленный в Дальний Восток, Крайний Север и Туву, страстный путешественник и любитель приключений, а еще прекрасный рассказчик с огромным чувством юмора и знаток искусства. В Крым он буквально сбегал из скучной, по его словам, Москвы, где его ждали бесконечные разговоры с друзьями за бокалом хорошего вина или настойки на «бруньках» («брунька» по-украински «почка», вот такая игра слов – В.П.). И это всё при наличии неизлечимой болезни крайней стадии… Поэтому он проживает каждый день, как последний, с благодарностью жизни за то, что она есть. Скончался 28 октября 2015 года в возрасте 80 лет в Москве…


Василий Львович Бруни

      Из его воспоминаний: «Мне было 12 с половиной лет, когда отец скончался. Как ужасно, что я со своим отцом был в каком-то противодействии. Я простить себе не могу один случай. Однажды я наблюдал за отцом и увидел, как он ушибся. Лицо его исказила гримаса. А я … захохотал. Отец повернулся ко мне со страдальческой миной и произнёс: «Что же ты, дурачок, смеёшься? Мне ведь больно». И вот … до сих пор во мне звучит его голос. И вот тут (показывает на сердце) – до сих пор болит. Помню, как отец однажды пришёл домой удручённый. Настроение было тревожное у всех. Увидел он, что из чемодана что-то торчало, небрежно уложенное. И вдруг сказал» «Я умру – как жить будете?». Тоже часто вспоминаю…Я к маме когда прихожу на кладбище – разговариваю долго. Беседуем… А к папе – только прощения просить…».

Владимир Парамонов  

   
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...
Василий Иванов Василий Иванов
Знакомый как то ехал в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: