Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги. Очерк 2

20 фев
15:31 2017
Категория:
Край родной
«Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги». Документальная история.
Очерк 2
________________________________________
Предыдущий очерк был посвящён начальной истории храма во имя Боголюбской иконы Божией Материи, главным образом, тем людям, которые смогли в короткий срок наладить приходскую жизнь и построить красивую церковь. Сохранившиеся в фондах ЦГА г. Москвы документы позволили выявить главных организаторов этого непростого предприятия и оказалось, что по крайней мере двое вскоре станут известными на всю Россию людьми. Это протоиерей Алексей Ключарев (в скором времени архиепископ Амвросий) и архитектор Н.В.Никитин

Храм получился очень красивым. Это та самая церковь, изображенная на известной открытке, много раз воспроизводившейся в разных изданиях и в сети Интернет, в частности, в 1997 году в известном издании Русский город на почтовой открытке конца XIX — начала XX века (Составители М.С.Забочень, М.А.Блинов. Автор текста Т.И.Гейдор Москва – Калининград Русская книга. ГИПП Янтарный сказ. 1997)



Эта фотография взята на интернет-ресурсе pastvu 

Несколько редких фотографий размещено на сайте Боголюбской церкви. 



Поскольку встречаются совершенно полярные мнения по поводу изображенного здесь здания, включая и то, что изображенный на открытке храм был на другой, восточной стороне железной дороги, решено было нарушить хронологию повествования и, забегая вперед, поместить здесь план 1911 года, сделанный в связи с предстоящим строительством нового каменного здания церкви на Боголюбской улице. План этот из фонда Строительного отделения при Московском губернском правлении, хранящемся в ЦГА г. Москвы.



Здесь — «все как на ладони». Все три церковных здания расположены вдоль «линии Северных ж.д.» с ориентацией алтарей на север. Красным цветом под литерой «А» обозначено здание нового каменного храма, проект которого и был утвержден в 1912 (был построен в 1914 году и освящен как Духосошественский (Сошествия Святого Духа), является частью здания сегодняшнего Боголюбского).
Чуть правее, почти впритык к нему под №12 – храм, «предназначенный в сломку» (это зимний Духосошественский, 2-й по времени постройки).

И, наконец, справа, под номером 1, обозначенный как «деревянный летний храм», расположен тот самый, построенный по проекту Н.В.Никитина, самый первый Боголюбский храм. Присмотримся внимательно к этому плану 1911 года.

 Хорошо видно, что он полностью повторяет контуры здания на открытке, включая «перешеек» с лестницами между основным объемом здания и колокольней. Развеять последние сомнения помогает описание храма из страхового дела, начатого в 1910 году, подписанного Благочинным 6 округа Московского уезда протоиереем Сергеем Леонардовым, а также Михаилом Шариковым и другими прихожанами и духовными лицами. Само страховое дело хранится в Российском государственном историческом архиве в С-Петербурге.


В самом начале, под №1 читаем запись: «Церковь во имя Боголюбской Б.М. деревянная на кирпичном цоколе…Длина церкви, считая и колокольню, 14 саж. 2 ар. 8 в., наибольшая ширина 6 саж. 2 ар., высота до купола 8 саж. 1 ар.; на церкви имеется 6 глав (одна над алтарем);… Церковь построена в 1874 году»

Как видно из страхового описания, у церкви 6 глав (необычное количество, причем одна над алтарем, тоже редкость). Теперь смотрим на фотографию и считаем — 6 глав и одна над алтарем. Подытожим: сделанные примерно в одно время открытка, план и страховое описание, отражают один и тот же объект – деревянную Боголюбскую церковь, построенную в 1874 году по проекту архитектора Н.В.Никитина.

Не так много мы найдем примеров в истории, когда после завершения построения одного храма прихожане немедленно приступают к строительству следующего.Те же люди, которые только что закончили постройку Боголюбского храма, пришли к выводу, что надо строить зимний Духосошественский. Построен он был стремительно, согласно уже упоминавшемуся страховому описанию «церковь Сошествия Св.Духа, деревянная… построена в 1875 году». Размера он был гораздо меньшего, особенно по высоте, что объяснялось просто – чем меньше объем, тем легче его протопить, но это же породило в скором времени желание сделать к нему пристройки для увеличения площади. 

История строительства этого храма, начиная с момента подачи прошения, подробно описана на сайте Сретенского храма в дер. Новой по адресу. Здесь опубликовано прошение в Духовную консисторию, инициаторы те же, уже хорошо нам знакомые протоиерей А.Ключарев, архитектор Н.В.Никитин, потомств. поч. гражд. А.В.Медынцев, письмо также подписал «священник Боголюбской церкви, что при Пушкинской станции, Василий Некрасов. Согласно опубликованному документу “труд построения церкви отчасти на доброхотные пожертвования, отчасти на собственные средства, принял на себя под наблюдением местного священника и церковного старосты, изъявивших на построении означенного храма свое согласие, потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Медынцев”.

Справедливости ради надо упомянуть еще об одном благом деле В.А.Медынцева, известного своей щедростью, —также на его средства была построена каменная лестница к Никольскому храму (Ярославское ш. 34), который перестраивается в это же время (1874).

Духосошественская церковь была возведена не просто быстро, а молниеносно. Разрешение на строительство было получено в конце ноября 1875 года, и в 1875 же году завершили постройку. Храм получился очень уютным, но оказался маловат, и в скором времени появляются проекты его перестройки. Документов, демонстрирующих как искали решение проблемы, предостаточно, главным образом в фонде Строительного отделения при Московском губернском правлении, хранящегося в ЦГА г.Москвы. Пропуская многочисленные подробности, можно подвести краткий итог – в феврале 1911 года Строительное отделение одобрило проект “расширения и переустройства зимняго Храма во имя Святаго Духа при дачах станции ”Пушкино» Московско-Ярославской Ж.Д.".





На приведенном плане (1911 г.) слева видны обе деревянные церкви – 1) летняя Боголюбская и 2) зимняя Духосошественская. Желтым цветом показана запланированная пристройка (А,Б,В,Г). Под номерами 6 и 7 обозначены 2 могилы – причем одна вплотную к алтарной части. Большая удача, что здесь есть и чертежи плана и разреза зимнего Духосошественского храма, сравните их со Сретенским в Новой деревне и убедитесь, что это одно и тоже здание с некоторыми перестройками. 

Каменного храма нет пока и в помине. В феврале 1911 года был согласован вариант с расширением существующего здания зимней церкви и вдруг – резкий разворот и в мае того же года Строительное отделение рассматривает и согласует совершенно новый проект зимнего каменного храма во имя Сошествия Святого Духа, а старый деревянный с одноименным названием должен быть разобран (см. план в начале очерка). 

В деле Строительного отделения есть пояснительная записка, которая кое-что уточняет. Во-первых, существовала целая организация со своей печатью – “Строительная комиссия Боголюбской при станции Пушкино церкви”. Во-вторых, председателем ее был Константин Бахрушин, поч.гражданин, деятельный человек и известный благотворитель, как и многие Бахрушины.


Константин Петрович Бахрушин (1856-1938) приходится братом Дмитрию Петровичу Бахрушину, который в соседнем Черкизове построил известную дачу “Ясенки”, а также деятельно участвовал в построении Покровской церкви. Константин Бахрушин избирался гласным Московской городской думы, являлся ктитором московской церкви Николая Чудотворца, что в Кузнецах.




Проект был согласован в мае 1912 года, а в 1914 году каменную церковь уже возвели, чему много документальных подтверждений. В ходе строительства были внесены некоторые изменения в архитектурное решение крыльца, что иногда случалось. Проекты дорабатывались, что естественно; бывало, что-то переделывали в уже построенном здании. К счастью, в сохранившейся подлинной части современного Боголюбского храма нетрудно разглядеть черты старого Духосошественского.



Для завершения сегодняшнего обзора документов лучше всего подходит Клировая ведомость за 1916 год. Она, дает своего рода итоговую сводку результатов строительства, продолжавшегося в течение 40 с лишним лет (хранится в фонде Духовной Консистории в ЦГА г.Москвы).




Читаем в ведомости о церквях Боголюбской и Сошествия Святого Духа, состоящих при станции Пушкино Северных железных дорог о том, что церкви построены «в 1874, 1875 и 1914 годах тщанием дачевладельцев.» В документе зафиксировано, что церкви Боголюбская 1874 г. и Сошествиясв. Духа 1875 г. – деревянные, и колокольня деревянная, на каменном фундаменте. «Престолов: один в Боголюбском холодном, один в Духосошественском деревянном и три в Духосошественском каменном во имя св.Духа, Тихвинской Божией Матери и преподобного Сергия». 

Похоже, что все вопросы относительно времени постройки и состава храмового ансамбля на Боголюбской улице должны быть теперь сняты. Приведем еще несколько страниц из этой Клировой ведомости, которые содержат интересную дополнительную информацию.




Оказывается, в приходе действовала довольно большая церковно-приходская школа, которую посещали 42 мальчика и 48 девочек. Землю под нужды школы подарила почетная гражданка Елизавета Павловна Морозова (урожд. Сорокоумовская), личность которой заслуживает отдельного рассказа. Ее муж Давыд Абрамович Морозов пожертвовал колоссальную сумму на устройство богадельни в Москве – 500 000 руб. После его смерти Елизавета Павловна внесла еще 135 000 руб. на ее поддержание. В этой богадельне потом размещался знаменитый роддом им.Клары Цеткин.


Елизавета Павловна Морозова (1849-1932). Отсюда 

Конечно
, в Клировой ведомости есть обширная запись о Михаиле Семеновиче Шарикове и его подробный послужной список. В 1916 году ему 54 года, значит родился он в 1861 или 1862 году. С 22 июля 1896 года состоит в должности церковного старосты, то есть с 34 лет. Расшифруем полностью его послужной список:

«Церковный староста Боголюбской при станции Пушкино церкви титулярный советник Михаил Семенович Шариков 54.Обучался в Воронежской Духовной семинарии, откуда вышел из 5-го класса. Состоит в должности церковного старосты Боголюбской, при станции Пушкино, церкви, с 1896. Состоит попечителем местной церковно-приходской школы. Состоит почетным старшиною Московского совета детских приютов, с 1887. Председатель о-ва благоустройства “Пушкино-Лесной городок”, с 1915. Член учредитель церковно-приходского при Боголюбской церкви попечительства в память 25 летия со дня освящения Боголюбской церкви, с 1899. Казначей вышеозначенного попечительства со дня основания оного. Строитель каменного храма во имя Сошествия св. Духа на Апостолов. Помощник попечителя приюта для слабых и болезненных детей в память в Бозе почившего императора Александра III-го при Московском совете детских приютов. Член соревнователь Комитета-Патроната при Московском совете детских приютов со дня основания, 1911. Титулярный советник, 1914. Личный дворянин, 1915. Член Общества Благоустройства местности Пушкино-Лесной городок со дня основания, 1902. Почетный член того же общества, 1914. Председатель бюро Пушкинского Комитета помощи жертвам войны, авг. 1914. Товарищ Председателя Пушкинского комитета больным и раненым.
Имеет золотую медаль на Анненской ленте. Имеет орден Станислава III-ей степени, награжден св.Библиею, от св.Синода выдаваемою 1912 г. мая 11 дня
».

Вот такой достойный послужной список имел М.С.Шариков, бессменный староста Боголюбской церкви с 1896 года. Подробно о его замечательной личности читайте в материале о.Андрея Дударева.





Еще один «нежданный» подарок для любителей истории нашего города притаился в нижнем правом углу архивного чертеже храма. Там есть подпись архитектора, автора проекта. Им оказался Карл Карлович Гиппиус (1864-1941), известный московский архитектор, которого часто называют семейным архитектором Бахрушиных – так много он для них всего построил. Он также строил и для Перловых – самая известная работа по их заказу, это чайный дом Перловых в «китайском стиле» на Мясницкой (совместно с Р.И.Клейном), который все читатели, конечно, хорошо знают. Из наследия К.К.Гиппиуса многое сохранилось, в том числе, Пятницкое попечительство о бедных и Театральный музей Бахрушина. К обширному списку работ известного архитектора можно добавить и пушкинскую каменную церковь Сошествия Святого духа (1914 г.), которая стала частью нынешней Боголюбской. 

В сегодняшнем обзоре документов была выбрана тактика держаться одной «генеральной линии» — расставить по местам и во времени все три храма, когда-либо построенных на Боголюбской улице, отсюда конспективность изложения. Многие сведения архивных документов остались пока «за кадром», но мы обязательно к ним еще вернемся. Судя по отзывам к первому очерку серии, интерес у читателей к этой теме есть и вопросов еще много. Оказалось, что есть очень внимательные и знающие критики. Надеемся на их помощь и сотрудничество.

Все архивные документы в обоих очерках публикуются впервые.

18.02.2017

Публикация подготовлена Пушкинским отделением МособлВООПИиКа по материалам ЦГА г.Москвы и РГИА. 

Пушкинское отделение благодарит Е.Г.Щеболеву за помощь. Текст Т.К.Лаврентьевой)
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 2

Написать
Pavlick
Спасибо за подробнейшую информацию! Теперь не осталось никаких вопросов на данную тему.
Ответить
alla145
Pavlick,спасибо за понимание,ценные комментарии и добрые советы.
Ответить
Написать
Последние комментарии
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...
Александр Малашенко
Этому товарищу, который на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: