Наступивший год для Иоанно-Богословского храма, что в селе Богословское-Могильцы, проходит под знаком большого юбилея – 250-летия
Здание домовой белокаменной церкви в стиле барокко было выстроено в 1767 году, и вместе с липовыми аллеями регулярного английского парка, каскадными прудами, деревянным господским домом составляло единый усадебный ансамбль. Достоверно известно, что здесь ступала нога императора Павла Первого, друга юности одного из видных владельцев усадьбы – князя Г.П. Гагарина.
Хозяева поместья менялись, время стирало черты его архитектурного портрета, в начале XX века усадьбу разрушили, но храм устоял. И вот он – высокий, светлый, устремлённый ввысь, во всём величии предстает сегодня перед нами.
Возрождаться к жизни после разрухи советского времени (храм был разграблен, колокола сброшены, повреждена кровля, утрачены все росписи, разобрана на кирпичи ограда) Дом Божий начал в 1970-х, с реставрацией по заказу ВГТРК «Останкино». А в середине 1994-го порог пустынной церкви в Могильцах, где и прихода как такового не было, переступил, с благословения священноначалия, молодой священник Илия Зубрий, только что окончивший Московскую духовную семинарию, и стал разбирать завалы, общаться с жителями, подвигать их на благие дела. В настоящее время местный приход вырос до крепкой христианской общины, хотя, как говорит отец Илия, ещё трудиться и трудиться, особенно на духовном фронте.
О предстоящем юбилее храма и жизни прихода мы беседуем с настоятелем Иоанно-Богословского храма протоиереем Илией ЗУБРИЕМ.
Освящение новых колоколов – вместе с участниками православного семейного клуба «Подсолнух»
СВЯТОЕ МЕСТО НЕ БЫВАЕТ ПУСТЫМ
– Батюшка, при посещении этих мест такое чувство, будто в другой век попадаешь. Вокруг давно построены санатории и дачи, и всё же здешние окрестности, скорее, ассоциируются со старинным селом Богословское-Могильцы, чем с дачными кооперативами и коттеджным посёлком «Комильфо», что встречаются на пути к храму. Осталось ли что-нибудь ещё от давней усадьбы Гагариных?
– На восточной стороне сохранился могучий дуб в несколько обхватов, он точно был свидетелем всех древних событий. Осталась часть усадебной липовой аллеи, которая вела от храма на север, к четырем каскадным прудам, которые и сейчас зеркальной гладью радуют взоры жителей и гостей села. Один из прудов называется Иорданным, к нему, как и 250 лет назад, в день Крещения Господня совершается крестный ход, освящается вода и проходят крещенские купания. Еще на этом пруду совершается таинство крещения для взрослых, с полным погружением, как этого и требует церковный устав.
В любое время года в усадьбе ощущается покой, который не могут поколебать некоторые гости, приезжающие в пансионат на отдых.
– Храм, будто ось, замыкает на себе всё вокруг. Напоминает о старине…
– Храм – это душа любого села и города. Не зря наши верующие предки, приходя на новые земли, вначале ставили церковь, а затем обустраивали свой личный быт. Это было ярким показателем внутреннего духовного здоровья. При планировке нашей усадьбы владельцы отвели храму ключевую роль: он стоит на возвышенности (это самая высокая точка над уровнем моря в Пушкинском районе), в центре села, храм – начало и основание усадебного парка. Уникален он и по архитектурной композиции: колокольня разместилась посредине здания. Имя архитектора до нас не дошло, но особенности ансамбля не вызывают сомнения, что это был далеко не последний специалист в своем деле в XVIII столетии. Да и вспоминая, что этому величественному красавцу-храму 250 лет, душа любого человека проникается почтением. А если знать, что на землю нашего селения ступала нога помазанника Божия императора Павла I, который, возвращаясь с богомолья в Троице-Сергиевой лавре, заезжал в гости к своему другу детства, с которым вместе воспитывался, – как после этого можно не любить наши Могильцы?
– А в какие годы храм из домового, предназначенного для владельцев усадьбы, их слуг, гостей, превратился в приходской?
– После смерти Гавриила Петровича Гагарина, который похоронен в зимней половине храма, все постепенно стало приходить в упадок, и однажды усадьбу купил купец и лесопромышленник Василий Петрович Аигин. Тогда храм и стал приходским. Из соседних селений начали приходить люди, понадобилось больше места для молитвы. В конце XIX в. стараниями Василия Петровича здание летней церкви с престолом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова расширили, а в зимней, к престолу в честь святителя Димитрия Ростовского пристроили боковые приделы: слева – в честь святителя Василия Херсонесского и мученицы Татьяны, справа – в честь поклонения веригам апостола Петра и святой Анны Пророчицы. Эти святые выбраны не случайно: все они небесные покровители семейства Аигиных.
– Сколько же бывает престольных праздников в году? И как они связаны с предстоящим 250-летием храма?
– Всего в Могильцах одиннадцать престольных праздников в году, но главные праздники – дни памяти Иоанна Богослова 21 мая и 9 октября и Димитрия Ростовского 4 октября. Все юбилейные события – а главные из них это молитва – будут совершаться в дни памяти храмовых святых. Но помимо соборной молитвы, планируется в течение всего юбилейного года множество культурно-просветительских событий: от паломнических поездок и книгоиздательства до серьезных творческих конкурсов и научных конференций.
– Но ведь когда-то, в 90-е, храм пустовал… Что касается собрания молитвенного, как люди вновь соединились в этом, прямо скажем, глухом месте?
– Бог всех соединяет. Очень разных людей.
Первая служба, помнится, проходила на Благовещение в 1994 году, я тогда был в храме один, не было ни алтаря, никого и ничего, лишь несколько отдыхающих зашли посмотреть, перед кем тут батюшка выступает. А вечером я поехал в Московскую духовную академию и попросил друзей, чтобы они помогли организовать хор. Затем потянулись люди.
В 1995 году на колокольню были подняты колокола. Храм ожил.
Мы собирали сельские сходы в деревне, знакомились… Через некоторое время на средства благотворителей купили автобус. Он стал ездить в посёлок Лесной, там тогда не было своего храма. Другой автобус поехал уже по маршруту Софрино – 43 км – Зеленоградский. Третий, реанимированный старый автобус, – в Зверосовхоз. Так храм наполнялся людьми. В шутку люди порой называли себя не прихожанами, а приезжанами. Спустя многие годы служения уже в те селения автобусы не ходят, там свои храмы, но церковь по-прежнему наполнена молящимися. Особенность нашего прихода – большое число прихожан-мужчин. На некоторых службах их бывает больше женщин. И если каждый приходящий в церковь знает подлинный смысл земной жизни – он не заблудится. А смысл жизни – поиск Бога. Только Он может наполнить сердце покоем и придать яркость краскам в остальных видах созидательной человеческой деятельности. Без Творца жизнь примитивна и не полна.
На открытии усадьбы Аигиных после реконструкции: в дар от прихода – подлинная топографическая карта местности XIX в.
В ТРУДАХ – ПРАВОСЛАВНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ
– Известно, что на приходе немало многодетных семей, действуют воскресная школа, православный семейный клуб «Подсолнух». Как к юбилейному событию приобщается молодёжь?
– Не знаю, стоит ли так особенно выделять молодежь. Господь к Себе призывает всех.
Первый престольный праздник в этом году – Татьянин день, 25 января, студенческий день. К нему мы приурочили открытие одного юбилейного проекта – фотоконкурса «Дорога домой», где главным призом будет поездка на Святую землю. К участию приглашается народ от 7 до 100 лет.
В скором времени, с Божьей помощью, начнется ещё один проект – конкурс детского рисунка «Мой храм». Надеемся, что в нём примут участие учащиеся воскресных и художественных школ Пушкинского района. Победителей ожидают подарки и паломническо-культурные поездки. К 250-летию храма планируем издать основательный научно-исторический труд о храме, там будет и глава о современной жизни прихода. И где потребуется помощь, туда и будем привлекать потенциальных соработников.
– Несколько лет в храме издавалась газета «Подсолнух». За какие проекты ещё брались вместе с детьми?
– Приходская газета издавалась с 2003 по 2008 год тиражом 999 экземпляров. Распространяли ее в храме, больших магазинах, АЗС, в округе. Много раз, встречаясь с различными людьми, слышал хорошие отзывы о ней, говорили, что «было что читать». Но финансовые трудности заставили нас оптимизировать работу в этом направлении: сегодня выпускается приходской листок «Путь и истина» – в нём проповеди, толкования Священного Писания, публикации спокойных мнений на злободневные темы.
В своё время издали книгу стихов прихожан «Грани жизни»: заметил, что многие верующие люди – творческие, но по скромности их письмена лежали только в их записных книжках. Издали книгу сказок для взрослых, которую проиллюстрировали младшие дети клуба «Подсолнух».
Молитва и дела милосердия – вот главное, что ведет человека ко Спасению. И в приходах, где эти дела есть, – там общины с глазами, руками и ногами. Не знаю, получается ли у нас быть полноценной христианской общиной, но рефлексия на эту тему есть всегда.
– Работа с молодёжью. Неловко произносить эти заформализованные слова, но ведь на самом деле у приходской молодёжи много добрых дел!
– С молодыми людьми нельзя работать, как с глиной, пытаясь из них что-то хорошее вылепить. Нужно с ними работать в прямом смысле, участвуя совместно в хороших делах. Попытаюсь просто вспомнить наш совместный труд. Всегда требуют внимания свой храм, старинный деревенский погост, приглашают потрудиться нас и в соседние храмы. В активе клуба – реставрационные работы и походы с молитвой вот в этих направлениях: церковь великомученика и Победоносца Георгия с. Алешино нашего Пушкинского района – 1999, 2005 гг.; Смоленская церковь с. Сафарино Пушкинского района – 2003 г.; расчистка регулярного парка усадьбы Ягужинских ХVIII в. с. Сафарино – 2000, 2001, 2003 гг.; Никитский мужской монастырь ХІ в. г. Переславля-Залесского Ярославской области – 2004, 2005, 2007 гг.; церковь Страстной иконы Божией Матери с. Артемово Пушкинского района – 2004 г.; погост при Никольской церкви с. Пушкино – 2004 г.; Крестовоздвиженская церковь г. Орехово-Зуево – 2005, 2008 гг.; Покровская церковь с. Старый Покров Орехово-Зуевского района Московской области – 2008 г.; обретение и восстановление трех родников в окрестностях с. Алешино Пушкинского района в рамках участия во Всероссийской акции «Хранители родников» – 2006, 2008, 2009 гг.; Николо-Клобуков женский монастырь г. Кашина Тверской области – 2009 г.; церковь великомученицы Параскевы Пятницы и некрополь на Туговой горе в г. Ярославле – 2009 г.; пеший поход дорогой преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру (2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.). Следим за порядком и благоустраиваем близлежащий источник в честь апостола Иоанна Богослова. Где Господь укажет, там и трудимся. Кроме труда, у клуба «Подсолнух» есть два больших спортивных проекта с 2004 года: зимняя Спартакиада воскресных школ Пушкинского благочиния, посвященная Православному дню молодежи и Дню защитника Отечества, и летний футбольный турнир воскресных школ «Кубок Победы», он посвящен Победе в Великой Отечественной войне.
Лето 2016 г. Восхождение на Эльбрус посвящается 250-летию храма.
ТРАДИЦИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
– Батюшка, а попадались Вам на пути потомки тех, кто жил когда-то в Богословском-Могильцах?
– А как же! Кстати, знакомству с ними способствовали многие факторы, один из них – появление приходского сайта. Как только в 2000-х открылся сайт прихода, сразу же появились родственники старосты храма Василия Петровича Аигина. Приезжали на его могилу (она на территории храма находится), крестили в нашем храме своих детей. Затем Господь привел родственников отца Федора Кубли, последнего священника нашего храма. Прекрасные, добрые, интеллигентные люди, со многими поддерживаем тесную связь.
– Связан ли храм сегодня с восстановленной Талицкой усадьбой?
– Отчасти. Когда несколько лет назад стали восстанавливать усадьбу Аигиных, мы и радовались, и тревожились одновременно: смогут ли инвесторы по достоинству оценить это культурное наследие, не превратят ли в какой-нибудь доходный дом, перечеркнув всю историю? Но когда меня пригласили в Талицы, я понял, что это не только люди с деньгами, но и чувством прекрасного и почтения к старине. Они очень трепетно относились к деталям декора, старались доподлинно воссоздать напольную керамику, детали интерьера. Наблюдая столь серьезное отношение, в день открытия отреставрированной усадьбы мы подарили раритет – подлинную топографическую карту наших мест в XIX веке. На этой встрече довелось пообщаться с потомками Армандов, последних, пусть кратковременных, но владельцев села Могильцы.
Слава Богу, что усадьба Василия Петровича Аигина восстановлена.
– В летнем храме я видела гранитный кусок колонны от взорванного в 1931-м храма Христа Спасителя. А возвращаются ли в Иоанно-Богословский храм местные реликвии, иконы например?
– Когда в 1994 году мы открыли двери храма, это было, конечно, печальное зрелище: пустые стены, плесень в углах… Со временем появились сведения, что икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» из нашего храма находится в Рахманове. Поехали туда, но батюшка с прихожанами категорически отказались икону отдавать. Несколько лет вели с ними словесную тяжбу. В конце концов икона вернулась в храм.
Потом вернулись к нам икона святителя Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Умиление», тоже храмовая. Возвратилась из старого иконостаса икона Архангела Гавриила. Мы её отреставрировали, и она будет висеть над могилой Гавриила Петровича Гагарина, похороненного в зимнем храме. Вернулся к нам Казанский образ Пресвятой Богородицы. Та самая икона, что была подарена прихожанами отцу Петру Буравцову на 50-летие служения в храме. Это святыня нашего храма. Профессор, доктор геолого-минералогических наук Михаил Алексеевич Ахметьев, родственник Аигиных по материнской линии, передал в дар храму семейную икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», она принадлежала отцу Феодору Кубли. Всё таинственно и непостижимо устраивается Промыслом Божиим, возвращается и находит свое родное место.
ЖИТЬ ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
– У каждого храма свои особенности. Они как духовная реликвия, хранимы и почитаемы. А у храма Иоанна Богослова?
– Главная особенность нашего храма – это отсутствие всяких цен на требы. С момента открытия все таинства и обряды у нас совершаются безвозмездно или по добровольному пожертвованию.
К нам крайне неудобно добираться общественным транспортом, поэтому все прихожане делают сознательный выбор, приезжая в храм издалека. Жилых домов в Могильцах – одна пятиэтажка, из которой в храм ходят около двадцати человек.
Особенное свойство прихода в Могильцах – здесь подолгу, на одном месте служили все священники – по 25-30-40 лет, а отец Петр Буравцов – 50 лет. Так что за 250 лет батюшек тут служило не так уж и много. Надеюсь, что и меня похоронят, когда Господь призовет, у стен храма, в котором я служу уже 23 года.
Особенность еще в том, что у большинства прихожан есть свои послушания. То есть они не воспринимают храм как нечто раз в неделю фрагментарно появляющееся. Многие по-настоящему чувствуют себя ответственными за храм, за всё, что в нём происходит. Прихожане сами делают всю работу: зимой дорожки расчищают, снег с крыши скидывают, чтобы не было нагрузки на стропила, весной цветы сажают, делают посильный ремонт, поют и читают. Да все, что ни попросишь, будут делать. Потому что всегда от меня слышат слова: что это храм не мой, а наш общий подарок, полученный от Господа, Он нам его вручил на время, и мы ответственны за то, в каком состоянии храм останется после нас.
Кто-то из женщин вышивает всё в храм, украшая его. Кто обладает реставрационным даром – укрепляет старинные иконы, у кого художественное образование – пишет иконы в храм. Кто-то преподает в воскресной школе. Пономарят тоже сами прихожане, просфоры пекут. От своих доходов жертвуют на тепло, свет и острые нужды. Помогают нуждающимся. Дружат семьями. И все это делают с любовью.
Приглашаем и вас всех к нам в гости!
Иоанн Богослов – один из двенадцати апостолов, самый молодой ученик Христа. Считается покровителем молодёжи, а ещё писателей, издателей, книгопечатников.
Название «Могильцы» происходит от расположения в самой высокой точке местности. В древнерусском языке «могилистое» место – бугор, возвышенность.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Храм Иоанна Богослова в Могильцах, построенный в 1767 году в подмосковной усадьбе князя Г.П. Гагарина, исторически связан с деревянной церковью в честь Иоанна Богослова (1646), которая находилась в соседней деревне Фомкино. В 1670 году деревня эта была продана из Дворцового ведомства князю И.Н. Приимкову-Ростовскому и стала называться селом Богословским, а когда церковь перевезли в соседнюю вотчину, Могильцы, то вотчину стали именовать Богословское-Могильцы.
Одни из первых владельцев имения князья Приимковы-Ростовские вели родословную от Рюрика, их усыпальница находится в Троице-Сергиевой лавре. А село какое-то время называли Аполлонова Гора, по имени Аполлона Ладыженского, правнука князя Никиты Ростовского.
В 1762 году это местечко приобрёл предпоследний владелец усадьбы коллежский советник Коммерц-коллегии П.М. Щербачёв. При нём были построены усадебный дом и каменная церковь, разбит парк, выкопаны пруды.
В 1780 году усадьба принадлежит президенту Коммерц-коллегии Г.П. Гагарину, который по материнской линии находился в родстве с князьями Куракиными и Нарышкиными.
В описи этого времени указывалось: «На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Димитрия митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном зверинец, в котором находятся олени; ветреная мучная мельница о двух постовах по ветхости без действия…».
Сын Гавриила Петровича – Павел был последним владельцем имения. Во второй половине XIX века село переходит в государственное ведомство, в 1890-х гг. его владельцем становится лесопромышленник Василий Петрович Аигин.
Последними настоятелями храма были: с 1844 по 1894 год – о. Петр (Пётр Александрович Буравцов), затем его сменил о. Феодор (Фёдор Фёдорович Кубли) – с конца XIX века по 1936 год. Оба они были в родстве со старостой храма В.П. Аигиным. В 1936 г. о. Феодор трагически погиб на железнодорожной станции Софрино, попав под поезд. Его кончина послужила формальным поводом для закрытия храма.
В 1945 году часть села Богословского-Могильцы была передана Всесоюзному радиокомитету, построен Дом творчества Гостелерадио СССР. Оставшиеся избы снесли, а рядом с церковью появился пятиэтажный дом, и часть двора пришлась на территорию бывшего церковного кладбища.
В конце 1970-х годов Иоанно-Богословскую церковь начинают реставрировать, частично восстанавливают роспись, внешний вид здания, по архивным чертежам возводят ограду с башенками, открывают элементы первоначальной постройки.
Беседовала Галина РАТАВНИНА
Фото из архива храма
Источник
Подробнее о храме Иоанна Богослова и его приходе читайте на
сайте
Комментарии