Супруги Шариковы достойны канонизации

04 авг
13:51 2016
Категория:
Край родной
С предложением причислить к лику святых Михаила Семеновича Шарикова и его супругу выступил известный пушкинский священник и краевед отец Андрей Дударев. Публикуем уникальную работу о.Андрея, по результатам которой он пришел к такому решению.



XX век стал для Русской Православной Церкви по числу канонизированных лиц Золотым веком святости. В текущем месяцеслове 5008 святых, из них русских – 2575, а новомучеников 1067 человек – добрая половина. Однако есть у святости этого периода своя характерная особенность. Мы в редком случае здесь встречаем пример повседневной праведности: монашеских подвигов, доброй семейной жизни или порядочности в ведении бизнеса. Как правило нашему взору предстаёт мученический подвиг.

Мученик — это человек который не всегда может, так сказать, похвастаться доброй жизнью. Достаточно вспомнить мученика Ванифатия, по сути распущенного альфонса в силу обстоятельств резко изменившего своё мировоззрение. Это конечно не препятствие к святости, но увы реальная проблема восприятия данной личности в качестве примера.

Внимательно читая письма новомучеников из заключения, можно заметить процесс положительного изменения их сознания. Сначала человек не желает умирать, осознавая, что он жил исключительно для этого мира, даже будучи священнослужителем. Потом происходит спасительная метаморфоза и он же готов немедля, взойдя на Голгофу, соединиться со Христом. Теперь узник находит в Боге единственный смысл своего бессмертного существования. Именно это и делает затруднительным для современного христианина видеть в святых XX века живой пример для подражания.

Мне же посчастливилось познакомиться с историей человека, который совмещает в себе и подвиг христианской жизни в условиях богоборчества, и яркий пример нравственности, как до, так и после Революции.

Шариков 
Михаил Семёнович
(14 августа 1861года —11 марта 1929года)


купец-лесопромышленник начала ХХ века, меценат и староста Боголюбской церкви в городе Пушкино с 1896 по 1929 гг. В самое трудное для Церкви время, а именно в 1923 году Михаил Семёнович становится священнослужителем. А это, между прочим, приравнивалось тогда к подписанию себе смертного приговора.

Моё знакомство с Шариковым, честно говоря, началось с краеведческого интереса как уроженца города Пушкино и настоятеля одного из местных храмов. К своему удивлению, я нашёл, не взирая на огромный вклад М.С. Шарикова в развитие нашего подмосковного городка, всего несколько строк о нём. Чтобы не повторяться и не комкать моё увлекательное путешествие в поисках незаслуженно забытой личности, рекомендую ознакомиться с обширной статьёй на эту тему «Шариков – миф или реальность»

Далее речь пойдёт только о том, что осталось за рамками данной статьи и главным образом о возможности Михаила Семёновича Шарикова стать примером для современного христианина. 

I

Во-первых, Михаил Семёнович, являясь бессребреником, не был самым богатым жителем местности Пушкино «Лесной городок» — именно так назывался тогда наш город. Это наглядно видно на карте земельных владений Пушкино конца XIXв..

Здесь Михаил Семёнович предстаёт рядовым насельником этой местности — его три участка: по улице Лесная 47, 48 и Пушкинскому шоссе 9 в три и более раз меньше, чем у большинства. Так обширные владения госпожи Морозовой Е.П., заключающие в свои объятия территорию бедной тогда Боголюбской дачной церкви, почему-то не стали поводом к спонсорским вложениям в церковную кружку. 



Вспоминая свой первый храм, где мне довелось отслужить полтора года в качестве настоятеля, полагаю: «Увы, чем богаче человек – тем скупее». В конце девяностых мамонтовская церковь «Нечаянная радость» оказалась в посёлке «новых русских». Он был выстроен в поле, которое местные жители по известным причинам прозвали «Поле чудес». Вот однажды мы со старостой храма после тщетных ожиданий доброхотных пожертвований решили обратиться к жителям «Поля чудес» за помощью. Честно говоря, мне изначально претил такой способ взаимодействия с людьми – мол, захотят — дадут. Но в данном случае пришлось уступить – уж больно грозным было отчество моей старосты Екатерина Краснославовна. Нас радушно принял хозяин огромного дома и пообещал скинуться с соседями на строительство дома для Бога. Через несколько дней он отзвонился и попросил ещё время чтобы подготовить более значительную сумму – и вот… Перед нами заветный конверт, открываем… тысячу семьсот рублей – «всякое даяние благо», но я думаю лучше было бы просто отказать. Полагаю, примерно такая же ситуация была и в начале ХХ века.

Отношение же к дому Божию Михаила Семёновича Шарикова лучшим образом характеризуется прихожанами Боголюбской церкви в их Прошении управляющему Московской епархией епископу Трифону: 
 
Его Преосвященству, Преосвященнейшему Трифону, Епископу Дмитровскому, временно Управляющему Московской Митрополией.
Прихожан Боголюбской, при станции Пушкино Северн. ж.д. церкви, Московского уезда.
Покорнейшее прошение
Выдающаяся осемнадцатилетняя деятельность Коллежского Секретаря Михаила Семеновича Шарикова, как ктитора Боголюбскаго храма, постоянно обращала на себя внимание православных насельников Пушкинской дачной местности. Редко можно встретить человека, который бы с такой любовью и попечительною заботливостью относился к нуждам храма, с какою относится к нему Михаил Семенович Шариков. Мы хорошо знаем, что доходы храма крайне ограничены, и между тем, при церкви имеется постоянный хор певчих, по летам приглашается лучший хор из Москвы, причт пользуется даровым отоплением, субсидируется местная церковно-приходская школа, в храме и на церковном дворе всегда царит образцовый порядок и чистота. Все это требует больших средств, и средства эти беззаветно жертвуются М.С. Шариковым. Кроме всего этого в 1912 году, по инициативе М.С. Шарикова взамен малаго зимняго деревяннаго храма, был заложен каменный гораздо больший, каковый в настоящее время благополучно окончен сооружением и уже освящен. Новый храм привлекая к себе красотой архитектуры и более, обошелся в 80 тысяч рублей, из которых большая часть пожертвована Г.Шариковым.
Глубоко благодарные г.Шарикову за заботы о местном храме и большия пожертвования во славу Святой церкви, мы прихожане Боголюбской дачной церкви, искренно бы желали, чтобы много полезная деятельность М.С. Шарикова Епархиальным Начальством была оценена по достоинству. Посему, доводя о таковой до сведения Вашего Преосвященства покорнейше просим Вас, Владыко Святый ходатайствовать пред Св. Синодом о примерном награждении М.С. Шарикова сообразно с его исключительными заслугами.
Позвольте надеяться Ваше Преосвященство на Ваше милостивое и высокое внимание к нашей просьбе. 

1914 года Июля дня.
Вашего Преосвященства, Милостивейшаго отца и Архипастыря, покорнейшие сыны, прихожане Боголюбской, при ст. Пушкино Северной ж.д. церкви московского уезда и губернии: подписи… 





То, что на документе отсутствует число освящения нового каменного храма, состоявшегося 13 июля 1914 года, свидетельствует о написании данного прошения заранее, когда ещё не была точно известна дата приезда Владыки. А фактическое её отсутствие и само наличие письма в Архиве потомков говорит, что оно не было передано вовсе и думаю по настоянию самого Ктитора, делая ему тем ещё большую честь. А 80.000 царских рублей это приблизительно 213.600.000 современных.

Кстати, информация о дате освящения церкви взята с дарственной надписи Иконы Божией Матери Скоропослушница:



Благословение Святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря в Котором и освящена сия Икона.

Бгагословение Пеосвященнаго Трифона Епископа Дмитровскаго – Управляющаго Московской Митрополией – ктитору Боголюбской, при ст. Пушкино,  церкви М.С. Шарикову в день освящения новаго каменного храма 13 Июля 1914г



13-ое или по новому стилю 26-ое июля – думаю, для освящения храма число не случайное. В этот день Православная Церковь празднует Собор Архангела Гавриила – празднование, установленное в память освящения в XVII веке Константинопольской церкви Архангелу Гавриилу. Ну и, конечно, для Богородице-Боголюбского храма этот Архангел, являющийся свидетелем Боговоплощения – первый Покровитель.

II

Нельзя обойти вниманием чехарду фактов вокруг истории Боголюбской церкви. Достаточно зайти на сайт этого храма. Надеюсь, что настоятель просто скопировал историческую справку о своём храме у местных краеведов. Причём статья под названием: «Храм Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино» датирована 09.07.2016г. т.е. свежая. Цитата из статьи:

«В 1914 году был построен деревянный Храм в честь Святителя Николая Чудотворца. На этом месте сейчас находятся гаражи. Был дом причта, святой источник.
О каменном, ныне восстановленном Храме сохранилось очень мало сведений и фотографий. А вот деревянный Никольский Храм, построенный в 1914 году, почему-то на фотографии обозначен как Боголюбский. Это дало пищу для всевозможных неправильных выводов. Каменный Боголюбский Храм был построен в 1906 году, а деревянный Никольский – в 1914. После революции Никольский Храм возили на выставку в Париж. Затем по возвращении, из него сделали общежитие. Вскорости после этого Храм сгорел. По поводу сгоревшего Никольского Храма имеется еще одно заблуждение: некоторые считают, что его перенесли в Новую Деревню. На самом деле Храм сгорел. Сохранились по сей день некоторые бревна от него. А в Новую Деревню был перенесен Храм с привокзальной площади. Так что может быть часовня как раз и стоит на его месте» вот 
ссылка

По
порядку… Выше доказано что каменный Боголюбский храм заложен в 1912-ом, а освящён 13 июля 1914 года. Откуда взята дата 1906 год – непонятно. Причём на сайте Боголюбской церкви есть любопытная фотография иконостаса каменного храма с ещё не расписанными стенами – полагаю до освящения в период его строительства.



Для человека, знакомого с правилами сооружения иконостаса, очевидно – на
месте храмовой иконы (вторая справа от Царских врат) образ Сошествие Святого Духа на Апостолов. То есть храм готовился к освящению как церковь Святого Духа.

В связи с этим есть ещё одно свидетельство, подтверждающее данную версию. Вот акт ежегодного (1914) итогового собрания «Общества Благоустройства». Общество состояло из богатых жителей местности Пушкино «Лесной городок» и отвечало согласно своему названию за благоустройство юного града. Кстати, на средства этого общества и был выстроен знаменитый Пушкинский Летний театр – колыбель МХАТа. 
Итак: 
«Предложение Комитета в связи с предстоящим освящением вновь выстроеннаго храма в Пушкине.
В заключение своего доклада Комитет должен отметить предстоящее в скором времени освящение вновь выстроеннаго в Пушкине каменнаго храма во имя Святаго Духа, сооруженнаго вместо прежняго деревяннаго. Средства, на которыя воздвигнут новый храм, были собраны среди местных жителей, но главное участие как в материальном отношении, так, в особенности, участие нравственное – в заботах и труде созидания храма проявил староста церкви М.С.Шариков.
М.С. с самаго учреждения Общества благоустройства состоит членом О-ва и всегда принимал близкое участие в делах О-ва и Камитета; в последние годы он постоянно избирается членом Ревизионной Комиссии и мы все хорошо знаем с какой большой пользой для О-ва он исполняет возложенное на него общественное дело.
Указанные обстоятельства позваляют Комитету надеяться, что Общее Собрание откликнется на предстоящее для нас всех торжество и потому предлагает:
1) Избрать М.С.Шарикова, в виду его общественных заслуг, в почетные члены Общества благоустройства и
2) в день освящения новаго храма выразить от Общества благоустройства благодарное приветствие комиссии, сооружавшей храм, в лице ея председателя, нашего почетнаго члена, К.П.Бахрушина. »




Вопрос: Как вновь выстроенный в Пушкино каменный храм во имя Святого Духа стал Боголюбским, т.к. речь идёт однозначно о церкви М.С.Шарикова?

На сайте Новодеревенского Сретенского храма я нашёл потрясающую историческую справку – по стилю, уверен, текст архивный, дореволюционный.

«Местный Никольский храм стал слишком мал для большого количества молящихся в летнее время, поэтому в Консисторию от местных жителей поступило прошение о дозволении при Пушкинской станции построить деревянную церковь. Прошение было подано члену Святейшего Правительствующего Синода Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому: “В 1874 году при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги по благословению и с разрешения Вашего Высокопреосвященства построена и освящена холодная деревянная церковь во имя Боголюбской Божией Матери для совершения в ней богослужения, преимущественно в летнее время для переезжающих на дачи из Москвы. Но в течение прошедшей зимы оказалось, что и в это время довольно было желающих присутствовать при богослужении из служащих при станции, торгующих близ оной, переселившихся из Москвы на постоянное жительство и из соседних деревень, удаленных от своих приходских церквей.
Между тем, холод в церкви представлял важное неудобство для здоровья богомольцев, сделать теплую существующую церковь по ее архитектуре оказалось затруднительным и отоплять по большому ее размеру было бы очень дорого, пристраивать к ней теплый придел значило бы повредить красоту фасада существующего церковного здания.
Посему мы признали за лучшее в достаточном расстоянии от существующей холодной церкви на этой же церковной земле построить новую небольшую деревянную церковь теплую в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия с намерением совершать храмовый праздник на другой день Пятидесятницы. Труд построения церкви отчасти на доброхотные пожертвования, отчасти на собственные средства, принял на себя под наблюдением местного священника и церковного старосты, изъявивших на построении означенного храма свое согласие, потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Медынцев.
Вполне доверяя г. Медынцеву и представляя при сем проект означенного храма, составленный архитектором надворным советником Николаем Васильевичем Никитиным, всепокорнейше просим Ваше Высокопреосвященство преподать на построение онаго Ваше архипастырское соизволение.
Сентября … дня 1875г. К сему прошению священник Боголюбской церкви, что при Пушкинской станции, Василий Некрасов руку приложил, потомственный почетный гражданин Медынцев, протоиерей Алексей Ключарев. архитектор надворный советник Н. В. Никитин”
И уже в докладном реестре Консистории от 27 ноября 1875г. определено: о дозволении священнику, церковному старосте Боголюбской церкви при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги и владельцам дач на доброхотные пожертвования построить при этой станции новую теплую деревянную церковь во имя Сошествия Святого Духа, которая и была построена в 1875 году.
Ныне существующая в м-не Новая Деревня г. Пушкино церковь Сретения Господня и есть тот самый второй теплый храм, который был построен при станции Пушкино, названный при освящении во имя Святого Духа. В 1922 году его по разрешению председателя ВЦИК М. И. Калинина перевезли в Новую Деревню, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде храма».
 
Ссылка



Таким образом в 1874 году строится деревянная Боголюбская церковь с известных фотографий-открыток. Сразу исключаю ошибку в названии данного храма, мол не Боголюбский, а Никольский. Это не фото, надписанное бабушкой 100 лет спустя, а открытки с дореволюционным типографским тиснением – уж проверяли, наверное.



Далее, после первой зимы выяснилось — новый храм не протопить – казна дачного прихода буквально вылетит в трубу. В 1875 году принимают решение построить опять деревянный, но теперь маленький храм в честь Святого Духа, рядом с Боголюбским, а не на станции. В 1912 же году вместо зимнего маленького храма Шариков строит большой каменный и раз вместо, то соответственно в честь Святого Духа. Что именно взамен – об этом ясно сказано в вышеупомянутом прошении прихожан: «по инициативе М.С. Шарикова взамен малаго зимняго деревяннаго храма, был заложен каменный гораздо больший» и в акте Общества Благоустройства: «вновь выстроеннаго в Пушкине каменнаго храма во имя Святаго Духа, сооруженнаго вместо прежняго деревяннаго».

Маленький храм, полагаю тогда же, Михаил Семёнович решает перенести в выстроенную на его же средства, после обширного пожара в Пушкино, деревню Новую. Последним планам помешала осуществиться сначала I-я Мировая война, потом Гражданская и лишь в 1922-ом, когда бессменный староста Боголюбской становится священником, храм всё-таки переносят. Вот найденная в Архиве запись заседания  Епархиального управления:

ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЙ МОСКОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
(Фонд №2303, Опись №1, Дело №4 ч.2, стр.67)

Протокол №67 от 11 июня 1923 года: Слушали — Сообщение о. благочинного 2 окр. Сергиевского уезда об освящении – храма в деревне Новая Московск. у. Постановили – Поручить освящение храма местному о. благочинному.


Таким образом Новодеревенский храм, после переноса, был освящён не раньше 11 июня 1923 года. Название церкви думаю появилось ещё в 1912-ом в соответствии со следующей логикой – в честь Святого Духа называть нельзя – так как им станет новый каменный храм. 

Тогда почему храм Святого Духа стал Боголюбским? С большой долей
 вероятности можно предположить. Новая каменная церковь оказалась больше и благолепней деревянной Боголюбской и в случае освящения её в честь Святого Духа приход следовало бы переименовать в Духовской. Поэтому в последний момент приняли решение освятить новый храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Ведь деревянная церковь, в конце концов, ввиду материала, из которого сооружена, была относительно не долговечна.

Как располагались эти храмы и есть ли документы, а то скажете — сплошная болтовня. Представьте – есть, и вот они. Перед вами зимняя церковь Святого Духа, до её переноса в Новую Деревню и постройки каменной Боголюбской.


А вот она же слева почти вплотную у вновь возведённой каменной церкви.





Здесь видно, какой была, по замыслу Михаила Семёновича Шарикова, архитектура Боголюбской каменной церкви, какого размера купол и — никакой колокольни. 

Перестроенный теперь Памятник Архитектуры – огромный, несоразмерный купол, сомнительного стиля колокольня и неподдающаяся описанию роспись лично у меня вызывает сожаление. А может поэтому «О каменном, ныне восстановленном, Храме сохранилось очень мало сведений и фотографий». Как говорится «концы в воду». Но я же смог найти таковые – через 24 года после открытия в 1992 году Боголюбского прихода. Поэтому возможно и о Михаиле Семёновиче Шарикове всего два слова – очень обидно.
Здесь же вид с лесов строящегося каменного храма на деревянную Боголюбскую, позволяющий понять взаиморасположение церквей. В левом нижнем углу купол Духовской деревянной церкви.



А вот в отношении Никольского храма — ничего конкретного. Известно только что он был необычных форм, неземной красоты и ко всему прочему не вернулся с дореволюционной выставки в Париже (1914). И ещё этот Храм называли – Ковчег. Единственно, в архиве внука Михаила Семёновича Шарикова – Александра Алексеевича Лукьянюка, обнаружено несколько фотографий и я предполагаю, что именно это и есть Никольский храм-ковчег. Вот эти фотографии.





Думаю, что данная церковь вполне могла заинтересовать международную публику, в отличии, не в обиду, от деревянной Боголюбской — красивой, но вполне обычных форм.

Ну и увенчал мои поиски подлинной истории Боголюбской церкви поход в один из Московских архивов. Человек, с которым мне довелось там познакомиться, оказался бывшим жильцом барака по 1-ой Домбровской 19, ныне Боголюбской. Нашлись и материалы по этому объекту. Когда мы увидели план здания, мой собеседник обомлел: Ведь я, выходит, жил в алтаре!«.





Ситуационный план

Также бывший жилец вспоминал, что когда барак разбирали, то под каждым венцом находили царские монеты. Таким образом Боголюбская церковь была разобрана, а не уничтожена пожаром. Демонтировали её не раньше октября 1984 года – именно тогда барак был расселён. Около дома, также припомнилось ему, было небольшое кладбище – как правило около алтаря их устраивают для священнослужителей. Старинные надгробные плиты сохранялись до последнего. Получается, что территория церкви и необычного погоста теперь занята гаражами. 

Ещё одно свидетельство о том, что никакого пожара не было и храм был просто переоборудован в многоквартирный барак. Вот техническая экспертиза этого здания от 15 декабря 1969 года:

“О техническом состоянии жилого дома №19 по ул. 1-ой Домбровской, г. Пушкино, Московской области… 
Обследованием на месте установлено, что средневзвешенный износ жилого дома равен 55%. Жилой дом в своё время переоборудован из помещения деревянной рубленной церкви. В настоящее время планировка коридорная /барачная/. Места общего пользования в крайне запущенном состоянии. Обособленных квартир в обычном представлении не имеется…
Отопление печное, по теплоизлучению недостаточное, что в холодное время создаёт ненормальную температуру в помещении.
Жилому дому требуется проведение капитального ремонта, который, однако, по причине нестандартности проводить экономически нецелесообразно…”



Да, после переоборудования зимой здесь было так же холодно.
В сухом остатке следующий коллаж или “Найди пять отличий”:




III

Вот подарок, преподнесённый Боголюбским храмом Михаилу Семёновичу в день его Пятидесятилетия и Пятнадцатилетия ктиторского служения – икона Боголюбской Божьей Матери с гравированной серебряной табличкой.

Глубокоуважаемому
Михаилу Семеновичу Шарикову ктитору Боголюбской церкви при станц. Пушкино Московского уезда 
От благодарных причта и прихожан. 
1896 14/VIII 1911г.



На клеймах изображены Небесные покровители супругов Шариковых: Архангел Михаил и святая мученица царица Александра.

Отдельного внимания заслуживают именины Михаила Семёновича – 19 сентября (6-го по с.с.), «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)».

В IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой
 Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила. В озлоблении на христиан язычники задумали уничтожить храм. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их на церковь. Но около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремились воды бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое чудо, язычники бежали. Место же, где это произошло получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». 
Судя по всему, Михаила Семёновича крестили по древней традиции в День Ангела – на 23 день после Рождения 27 августа 1861 года (14-го по с.с.). Считается что человек прожил достойно если в жизни осуществил подвиг своего Небесного покровителя. Архистратиг Михаил заступник Иерапольского храма вполне удовлетворён жизнью своего подопечного, ставшего поистине Ангелом Хранителем Боголюбской церкви. 

IV

Важнейшим направлением деятельности Шарикова было духовное просвещение детей. Как мы слышали: «субсидируется местная церковно-приходская школа». Она располагалась подле храма, что хорошо видно на ситуационном плане, и пользовалась не только материально, но и духовно покровительством Михаила Семёновича. Вообще, я думаю, это «незаживающая рана» нашего времени. Мы – священнослужители, пользуясь спонсорскими средствами, не думаем, а точнее, не позволяем себе думать – откуда берутся эти деньги. Но мы не можем не догадываться о связи данного капитала с так называемой «прихватизацией». Если уж не сами спонсоры, то их отцы точно приложили к этому свою руку. Сказать, призвать к деятельному покаянию т.е. вернуть людям не часть, а всё – значит испортить отношение и в результате остаться без средств. Вот так и существуем! А между тем люди, дающие деньги, остаются прежними безразличными к понятию совесть людьми – несчастными людьми.

Не хочется обобщать, но думаю, в нашей стране нет абсолютно чистых в этом плане состояний. Меня поразила фраза «Общества Благоустройства» об участии Михаила Семёновича в строительстве храма: «но главное участие как в материальном отношении, так, в особенности, участие нравственное – в заботах и труде созидания храма проявил староста церкви М.С.Шариков». Нравственное участие – как точно сказано и как же этого сейчас не хватает!

В отношении детей – сегодня их принято жёстко воцерковлять, приучая к Богослужению и Таинствам. То обстоятельство, что первые христиане не вводили своих несознательных чад в церковную жизнь остаётся неким архаизмом. Яркие примеры в лице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, родившихся в воцерковлённых семьях, а крещёных в 30-летнем возрасте. нас как будто не касаются. Где же правда? А правда в Библии! Да, детей не водили в храм, где они ровным счётом ничего не понимают, а мешают, чем кстати сильно нас сегодня раздражают. Но их активно знакомили со Священной Библейской историей, которая являясь простым описанием различных жизненных ситуаций, служит доступным руководством для детского сознания. 

Думаю, такого же мнения придерживался наш герой. На эту мысль меня натолкнула Библия, преподнесённая Михаилу Семёновичу Самим Святейшим Синодом, как раз в связи с просвещением детей. Именно Библия!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД.
Ревнующаго о наставлении детей в вере и благочестии, по учению святой Православной Церкви, благотворителя Пушкинской церковно-приходской школы, Московской епархии и уезда, потомственнаго почетнаго гражданина Михаила ШАРИКОВА благословляет сею книгою в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною. 
Присутствующий в Святейшем Синоде Палладий Епископ Пермский. 
Мая 11 дня 1912 г.

 
 


Библия была подарена 24 мая (11-го по с.с.) в день памяти Равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских.

V

Когда речь заходит о патриотическом воспитании, всеобщей службе в Российской армии и т.д., сегодня возникает справедливый вопрос: «А что собственно я должен защищать?» Если во время Великой Отечественной Войны земля и её недра были народными и наши деды защищали своё, то сейчас… Я не против собственности, но я за ответственность!
Вот пример из рассматриваемого нами периода времени – I-я Мировая война – состоятельные жители местности Пушкино «Лесной городок» 3 августа 1914 года объединяются в материальной помощи фронту. Они могли бы этого не делать, как московские толстосумы — их собратья по несчастью, попавшие в 1915-ом под тяжёлую руку поэта Владимира Маяковского:

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!


Может и пушкинские олигархи отсиделись бы, но жил в Лесном городке
 неуёмный Михаил Шариков. У этого объединения был даже свой печатный орган.
Формально Объединение возникло как подразделение «Всеросссийского Земского Союза помощи больным и раненым войнам – Московского Уездного Комитета» и именовалось Пушкинский Районный Комитет, а учреждено на заседании небезизвестного Общества Благоустройства. Но я полагаю, не нуждается в комментарии обложка Журнала, представляющего первые девять месяцев деятельности Комитета с фото Лазарета именно М.С.Шарикова. 

На первом развороте фотография Пушкинского Районного Комитета, председателем которого стал член Уездного Комитета Николай Васильевич Тулупов.



А непосредственное руководство осуществлялось нашим героем. Михаил Семёнович Шариков становится Председателем Бюро Комитета, заседавшим еженедельно и решавшем все текущие вопросы. Перед нами личный состав Бюро.



Причём первые заседания Комитета происходили в павильоне Общества Благоустройства, но с половины сентября, когда сырая и холодная погода не позволяла продолжать работу в летнем помещении, на помощь Комитету пришёл вновь М.С.Шариков, любезно предложивший Комитету и Бюро собираться в его доме при станции Пушкино.

Вот лазарет Шарикова на 12 коек, располагавшийся в другом доме Михаила Семёновича по Пушкинскому шоссе 9 (теперь это Московский проспект).



Всего же в 4-х Госпиталях и 7-ми Лазаретах Пушкинского Комитета располагалось до 155 коек. Наконец, личный состав пушкинского районного комитета:



Здесь обращает на себя внимание должность в Комитете супруги Михаила Семёновича, Александры Васильевны – Председательница Дамского Кружка. Дамский кружок — это по сути Мастерская для изготовления белья и одежды для раненых.

К тому же времени относится открытка-письмо, полученное Шариковыми от сына Николая с полей I-ой Мировой войны.

Лунинец, 14-ое ноября 1915 г.
Поздравляю Вас, дорогой папочка, с получением звания личного дворянина, очень радуюсь, что наконец осуществилась Ваша давнишняя мечта и благодаря Вашей усердной, неустанной и черезмерной работе Вы этого достигли как будто скорее чем предполагали.
Дай Бог чтобы и в дальнейшем все Ваши планы и пожелания находили себе быстрое выполнение.
Дорогую и милую мамочку также приветствую как попечительницу Приюта детей Беженцев и поздравляю с званием дворянки.
Обоим вам желаю здоровья душевнаго спокойствия и полнаго удовлетворения во всех ваших трудах и заботах.
Крепко целую. Горячо любящий вас Николай.
Пишите!
P.S. Мой искренний привет и пожелания успеха в работе всему комитетскому собранию во главе с Н.В. Тулуповым.



Так, помимо Дамского Кружка, Александра Васильевна курировала некий Приют детей Беженцев. Одним словом, перед нами редкое единство жены мецената с неравнодушным и «бесхозяйственным» мужем. 

Последнее весьма, и весьма актуально – ни для кого не секрет, что большинство состоятельных мужчин занимаются благотворительностью втайне от своих жён. На память приходит диалог героев Шукшинского фильма «Печки-лавочки» (1972) Ивана и Нюры Расторгуевых:
— Я только не понимаю, Вань, за что он мне её подарил-то, а? (кофточку — обаятельнейший вор Виктор Александрович)
— А мы никогда и не поймём. Мы ведь как рассуждаем, сами возимся как жуки в навозе, думаем, что и все так. Конечно! А есть люди – Орлы. Я бы сам такой-же был — если б не твоя жадность! 

Вообще Русская святость испытывает очевидный дефицит семейных праведников. В результате человек теряется перед выбором: либо – творчество-дело, либо — семья. Так примерный семьянин оказывается никчёмным специалистом, а профессионал никудышным супругом или родителем. Просто нет примера! Да вот же он – супруги Шариковы.
Ну и упомянутое Николаем Михайловичем Личное (не наследственное) Дворянство Шариковых — закономерный результат их служения ближнему своему.

Кстати, награды – их у Михаила Семёновича четыре:

1) Орден Святого Станислав 2-ой степени (1894);

2) Золотая медаль для ношения в петлице на Аннинской ленте (1910);


3) Серебряная медаль для ношения в петлице на Андреевской ленте (1894);

4) Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)

Сохранился только один наградной лист:

СВИДЕТЕЛЬСТВО.

По указу Его императорского Величества Самодержца Всероссийского выдано сие из московской Духовной Консистории старосте Боголюбской, при станции «Пушкино», Московского уезда, церкви Михаилу Шарикову что он в 21 день марта месяца 1909 года, всемилостивейше награждён золотою медалью, для ношения на груди на аннинской ленте, за заслуги по духовному ведомству,
Января «22» дня, 1910 года.
Член Консистории Архимандрит Аристарх. Секретарь Петр Белиа… Столоначальник С. Н… У сего свидетельства печать.
По документу, не точно, №1186

VI

В отношении священства Михаила Семёновича, думается это было целью всей его жизни. Вот интересная справка с интернет-портала Храмы России:

Шариков Михаил Семенович — ктитор, церк. Боголюбской иконы Божией Матери на ст. Пушкино Московского у., 54 г., Воронеж. дух. сем., лесной склад // ЦИАМ, ф. 203, оп. 773, д. 316, 1916 г., послужной список, лл. 42-45
Источник: Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 368

Ссылка:

Чётко
сказано — выпускник Воронежской Духовной Семинарии, а на этой юношеской фотографии с отцом и братом – как раз в годы обучения в семинарском кителе.



Почему же Шариков сразу не пошёл по духовной линии? Без страха ошибиться предположу – не захотел идти по лёгкому пути. Когда было почётно, удобно и, если хотите, модно – воздержался. Но когда пробил грозный час, не задумываясь взошёл на Голгофу.

Как было сказано в первой статье, священство Шариков принимает в 1923 году, когда прерывается его хозяйственная деятельность на Складе. К тому же времени относится и запись о поездке в Москву к Патриарху за камилавкой — вторая священническая награда.



К тому же зимой 1923 года умирает Александра Васильевна. Вдовство развязывает Шарикову руки. Теперь, делая последний шаг к заветной цели, он рискует только собой.

Не сохранилось фото отца Михаила в священническом облачении. Но есть документ, который не оставляет сомнений, за чьей камилавкой ездил он к Святителю Тихону – Грамота от 28 мая 1928 года.

Грамота. 

По благодати дару же и власти данных нам от Всесвятаго и
 Животворящего Духа и Архиерея Великаго Господа нашего Иисуса Христа преподаем Архипастырское благословение Священнику Боголюбской, при ст. Пушкино, Москов. уезда, церкви Михаилу Шарикову за примерные и усердные труды на пользу Святей Божией православной Церкви, что и свидетельствуется подписом руки нашей с приложением Архиерейския печати. 

Дана сия почётная грамота в Богоспасаемом граде Москве в Епископии нашей лета Господня 1928 месяца мая в день «28». 

Сергий Митрополит Нижегородский.
№1201

После всего вышесказанного меня поражает, как Михаилу Семёновичу удавалось оставаться в тени. Строя Летний театр и Новую Деревню — в тени Общества Благоустройства, созидая Боголюбскую церковь – в тени Комиссии во главе с почётным членом ОБ К.П. Бахрушиным, во время I-ой Мировой – в тени Пушкинского Районного Комитета во главе с членом УК Н. В. Тулуповым. Львиная доля всех затрат Шарикова в каждом из проектов отметает версию, что он рассчитывал на экономию собственных средств на складчине. Думаю, что он, видя инертность своих современников, тормошил их энтузиазмом. Или как водится, подле человека в заболоченном пруду собираются пиявки: кому – статус, кому заказик перепадёт и т.д. и т.п. А может и то, и другое. Фраза Николая Михайловича: «Вы (папа) этого (дворянства) достигли как будто скорее чем предполагали», говорит о том, что его отец о наградах думать забыл– просто найдя их, награды, в процессе-труде. 

VII

Начиная эту работу, я в полной мере не чувствовал связи между супругами
Шариковыми. Теперь же ясно сознаю – это единый организм. Разве не разделила Александра Васильевна с супругом всех тягот понесённых им трудов? Неужели не создала благоприятной атмосферы для развития талантов Михаила Семёновича? Несомненно!

Поэтому я обращаюсь к священноначалию Русской Православной Церкви – соответствующим её Органам: Рассмотреть возможность причисления супругов Шариковах к лику святых в сонме Праведных.

Также прошу всех жителей Пушкинского района всемерно поддержать мою инициативу (сделать это можно, приняв участие в опросе на главной странице портала "Пушкино сегодня", в соцсети Вконтакте, в комментариях к этой статье и по почте Veraduda@yandex.ru, а лучше сразу всеми этими способами - ред.).


Скриншот опроса на главной странице портала, справа над баннерами соцсетей:



*****

В качестве P.S. я бы хотел поделиться своими планами в рамках увековечивания памяти супругов Шариковых. Ещё в предыдущей статье я рассказывал об обретении заброшенного погоста, где и захоронены Михаил Семёнович с Александрой Васильевной. Сам Михаил Семёнович называет это кладбище Боголюбским:

«17 октября: Воскресенье. Заказная обедня – память Серёжи; и всех сродников. Сегодня же за литургией происходило отпевание Вячеслава Михайловича Кузнецова. Погребение на Боголюбском, при д. Акулова, кладбище.» (в книге стр.235, №352).





За прошедшее время установлены точные границы погоста и произведено исследование земли.



В результате обнаружены системные захоронения.





В частности могила младенца с иконой Сергия Радонежского.



Определены правообладатели земли. Ими являются Мособллес, Мосводоканал и Пушкинская администрация. Я думаю обратиться к ним с предложением о передаче территории под мемориал – на границы которого можно восстановить деревянную Боголюбскую церковь. 
 
Последнее, кстати, избавит ни в чём не повинных владельцев гаражей по улице Боголюбская от проблем и возможного сноса. Единственно, мне хочется обратиться к ним с просьбой предоставить землю под боксами для возможных археологических изысканий без повреждения их собственности.

С нетерпением жду Ваших подписей, отзывов и момента когда наш город обретёт Небесных покровителей в лице Михаила Семёновича и Александры Васильевны Шариковых. Надеюсь, их примером и молитвами наш многострадальный Пушкинский район обретёт наконец покой и былое процветание. 
 
«Святые праведные Михаил и Александра, молите Бога о нас!»

Андрей ДУДАРЕВ
Все права защищены, частичное и полное использование материала - с письменного разрешения автора
Контактная почта Veraduda@yandex.ru
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 2

Написать
Дмитрий
Деревянная церковь в середине статьи -Деревянный храм преподобного Сергия Радонежского в Вешняках. У нынешней платформы Плющево.
Ответить
igor8443
Спасибо о.Андрею за проделанную работу, большую , кропотливую. Даже не за большую, а огромную!!!

Где трудился, там и пригодился.
Не то что Тырышкин, строит в Пушкино, а возрождает храмы в других городах.

А вот рядом с гаражами, в том году копали. Теплосеть или водоканал.
Ответить
Написать
Последние комментарии
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: